Форум
Всего тем: 2
Всего сообщений: 1
Новое на форуме

Еще 3 года жизнь местного сообщества не улучшится
Бексултанов Чингиз
Финансовый аналитик
ОО «Институт общественного анализа»

К 2-х уровневому бюджету мы переходили в 2007 году и результаты были колоссальные. 2007 году очень хорошо собрали 4 % налог с товарооборота. К примеру в 2007 году айыл-окмоту Узун Кыр собрало налога с товарооборота в 9 раз больше чем в 2006 году . В том же году в пилотных айыл-окмоту доходы выросли с 36,6% до 482,7% в сравнении с прошлым годом.

Сегодняшний переход с 3-х уровневого, на 2-х уровневую бюджетную систему подкрепляется увеличением расщепления налогов с республиканского в местные бюджеты. Так в статье 12 проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013 - 2014 годы» указано:

1. Налог на основе обязательного патентирования 100 процентов в распоряжении местных бюджетов айылов, городов (до этого было 50%)

2. Налог за пользование недрами (роялти, за исключением стратегических полезных ископаемых: золото, нефть, газ) зачислять в местные бюджеты городов республиканского значения, городов областного значения, городов районного значения, айылов в размере 50 процентов (до этого роялти зачислялся только в республиканский бюджет)

3. Установить на 2012 год нормативы отчислений от плановых поступлений подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом, для местных бюджетов:

[ul=num]

  • городов республиканского значения - в размере 50 процентов (было 35%);
  • городов областного значения - в размере 40 процентов (было 30%);
  • городов районного значения - в размере 40 процентов(было 30%);
  • айылов – в размере 10 процентов (не зачислялось в местные бюджеты)
  • Теперь, рассмотрим предлагаемые изменения расщепления налогов из республиканского в местный бюджет по отдельности:

    1. Налог на основе обязательного патентирования:

    До введения в силу закона о республиканском бюджете на 2012 год норматив отчисления налога на основе обязательного патентирования в местный бюджет составляло 50%. Теперь норматив отчисления увеличившись в 2 раза должно было увеличить доходы местного бюджета от этого налога как минимум в 2 раза, но в связи с введением закона КР «О запрете игорной деятельности» потери государственного бюджета составят 500 млн. сом. Таким образом в 2012 году, несмотря на увеличение нормативов отчисления в местные бюджеты от налога на основе обязательного патентирования в местные бюджеты поступит всего 100 млн. сом.

    Таким образом, потери местного бюджета в 2012 году составят 150 млн. сом в сравнении с 2011 годом.

    2. Налог за пользование недрами

    До этого момента управление и сбор налога на недра считалось полной прерогативой государства. Правительство с целью решения проблемы перекрытия дорог передает 50% доходов от роялти местному бюджету.

    По пункту роялти в республиканский бюджет в 2012 год от роялти должно поступить 116,3 млн.сом . Значит, в местный бюджет должна поступить такая же сумма. Но в законе о республиканском бюджете есть оговорка, по которой в местные бюджеты поступит 50% налога с роялти за исключением таких стратегических полезных ископаемых как: золото, нефть и газ. С учетом того что, от этих стратегических полезных ископаемых в бюджет поступает львиная доля, местные бюджеты получат гораздо меньшую сумму, чем 116,3 млн.сом.

    Покроют ли дополнительные поступления в местный бюджет от роялти те риски, которые назревают с введением закона о республиканском бюджете?

    Теория распределения доходных источников говорит о том, что, чем не равномернее распределен доход по территориям, тем на более высоком бюджетном уровне он должен облагаться. Природные богатства распределены крайне не равномерно и они являются достоянием всего кыргызского народа. Когда этот вопрос еще обсуждался, представителям минфина задали вопрос о решении передачи 50% от роялти местным бюджетам, они обосновали свое решение тем, что везде и всюду местные жители перекрывают дорогу. И вторым аргументом было то, что местные жители будут заинтересованы в мониторинге того какой объем полезных ископаемых было добыто.

    Но вся проблема как раз и зарыта здесь. Предположим компания Кумтор находиться на территории Барскоонского А/О и они получат 50 % налога на недра, тогда завтра Тамгинские жители перекроют дорогу, так как Кумтор загрязняет и их воздух, ломает и их дороги тоже и т.д. и т.п.

    Теперь по поводу народного контроля за объемом добычи. На территорию Кумтора не могут зайти даже официальные контролирующие органы, а про жителей уж и говорить не надо. Простите за утрированный пример, Кумтор это конечно нонсенс, но в Таласе есть золотые месторождения которые являются по принадлежности Джалал-Абадскими, но добытчики ездят по Таласской дороге и портят Талассам воздух и т.д. Что будем делать если дорогу начнут (и начнут обязательно) перекрывать А\О находящиеся рядом с месторождениями и не получающие ни цента за свои неудобства в связи с разработкой недр.

    Если учесть поправку о стратегических полезных ископаемых, по которому местные бюджеты не будут получать роялти от разработки золоторудных месторождений, но такая же ситуация может сложиться и с другими видами разработки месторождений от которых местные жители будут не меньше получать ущерб здоровью.

    3. Подоходный налог уплачиваемый налоговым агентом

    С увеличением нормативов нормативов отчислений от подоходного налога уплачиваемого налоговым агентом для городов республиканского значения бюджеты городов Бишкека и Ош получат дополнительно 659,4 млн.сом, города областного значения 93,1 млн.сом, города районного значения 74 млн. сом, а айыл-окмоту теперь уже, получая 10% от этого налога получат дополнительно 150 млн.сом . Как видно из этих цифр от нововведений в расщеплении подоходного налога больше выигрывают города Бишкек и Ош.

    Таким образом, эти нововведения не решают проблемы разрыва обеспеченности финансовыми ресурсами между городами республиканского значения и айыл-окмоту.

    С введением 2-х уровнего бюджета нынешняя власть провозглашает о том, что система МСУ становится де-юре независимой и более самостоятельной, но де-факто не подкрепляет систему МСУ дополнительными финансовыми источниками. Доказательство этому, служит то, что местные бюджеты в 2012 году получат дополнительно от нововведений примерно 900 млн. сом. Это составит всего 4% от общих поступлений в местные бюджеты или 9,7% от собственных доходов местных бюджетов .

    Несмотря на увеличение доходной части местных бюджетов в 2012 году количество дотационных айылных округов достигнет 86%. Из 459 айыл окмоту лишь 65 самодостаточны .

    Вышеперечисленные цифры доказывают то, что предлагаемые реформы в сфере межбюджетных финансовых отношений в реальности являются имитацией реформы и не решают социально-экономические проблемы в регионах Кыргызской Республики.

    P.S. Нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов утверждаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и не подлежат изменению в течение трех лет.