Форум
Всего тем: 4
Всего сообщений: 2

Как Конституция влияет на развитие местного самоуправления

Свидетельством достижений Кыргызстана в сфере децентрализации, напрямую влияющегона человеческое развитие, служит Конституция КР (Ст.91-95), в которой, начиная с 1993 годаустановлено, что вопросы жизни населения аилов, поселков, городов, районов, областей,имеющие местное значение, решаются на началах местного самоуправления (далее МСУ),действующего наряду с государственной властью, Ст.91. Также там прописали что МСУ в аилах, поселках, городах, районах, областях осуществляется местными кенешами, избираемыми населением соответствующих территориальных единиц, Ст. 92.

Ст. 93. Конституции КР было предусмотрено что Законами КР устанавливаются основы организации и деятельности местного самоуправления, а также регулируются взаимоотношения МСУ с органами местной государственной администрации. Таким образом Конституция отсылает на законы в вопросах организации и деятельности МСУ.

Надо понимать важность того, что изначально Кыргызстан пошел по пути признания системы МСУ, хотя на тот момент времени еще не было четкого разграничения института МСУ и местной государственной администрации (они регулировались единым Законом “О местном самоуправлении и местной государственной администрации в Республике Кыргызстан”от 19 апреля 1991 года 437-XII), поэтому в Ст. 94. Конституции было прописано что председатели аильных и поселковых кенешей являются главами местного самоуправления и выполняют функции местной государственной администрации. Таким образом в Конституции КР от 1993 года была зафиксирована норма о том, что председатель и местного кеңеша является главай исполнительной ветви власти. И последняя статья 95 Конституции 1993 года включала в себя вопросы полномочий местных кенешей.

Таким образом, данная Конституция, закрепив принцип решения дел местного значения на началах местного самоуправления, открыла простор для разработки в перспективе более концептуальных планов децентрализации государственного управления. Позже в 1996 году в Конституцию КР были внесены ряд изменений и дополнений, в том числе и в отношении дальнейшего развития МСУ в республике. Так органы МСУ получили право владеть, пользоваться и распоряжаться коммунальной собственностью.

В Конституции 2003 года (Ст.91-95) впервые прописали что народ Кыргызстана осуществляет свою власть не только непосредственно, но и через систему государственных органов власти и органов местного самоуправления 1.

Ст. 91 Конституции 2003 года прописали что, местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами, которые в пределах закона и под свою ответственность управляют делами местного значения. Очень важная норма которая присутствует и в действующей Конституции, но почему то мы не обращаем внимания что МСУ это ответственность местного сообщества за управление делами местного значения. Прописано было что, управление делами местного значения осуществляется через местные кенеши и другие органы, формируемые самим населением в установленном законом порядке, Ст.92. В этой же статье дали право органам МСУ иметь в своем владении, пользовании и распоряжении муниципальную собственность. К этому моменту уже был принят Закон КР “О муниципальной собственности на имущество” от 15 марта 2002 года № 37. Также в этой статье Конституции прописали право учреждать суды аксакалов.

Право регулирования взаимоотношений МСУ с органами государственной власти было закреплено за Законами, Ст. 93. Также в Конституци 2003 года впервые было прописано о делегированных государственных полномочиях. Ст.94 определила, что органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных, финансовых и иных средств. По делегированным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны государственным органам. Ст. 95 Конституции по прежнему регулировала полномочия местного кенеша, их ответственность и период избрания.

В Конституции 2006 года (Ст.89-92) право на местное самоуправление начали гарантировать административно-территориальным единицам, Ст. 89. п.2. Местное самоуправление в Кыргызской Республике обеспечивает решение населением вопросов местного значения; п. 3. Местное самоуправление регулирует под свою ответственность и в пределах законов все вопросы местного значения.

В этой версии Конституции в Ст. 90. впервые прописали, что местные кенеши избираются населением административно-территориальной единицы, гражданами Кыргызской Республики, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, тайным голосованием, на условиях и в порядке, устанавливаемом законом. П.3. Местные кенеши могут иметь собственное имущество и хозяйствовать на основе собственного бюджета, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие вопросы местного значения. П. 4. Местные кенеши могут предусматривать за счет своего бюджета льготы по налогам и сборам, в пределах, определяемых законом. П. 5. В целях непосредственной реализации законов, решений органов государственного управления и своих решений, местные кенеши образуют подотчетные им исполнительные органы.

В Конституции появились статьи защищающие органы МСУ от вмешательства из вне и обязывающих оказать поддержку. Так Ст. 91. Обозначила, что те или иные обязанности на МСУ могут быть возложены только на основании закона либо по договору с местным самоуправлением. Расходы, связанные с выполнением государственных обязанностей, возложенных законом на местное самоуправление, покрываются за счет государственного бюджета. В п.2. Государство может вмешиваться в деятельность МСУ только в установленных законом случаях. В Ст. 92. п.1 Государство оказывает поддержку местному самоуправлению и п.2. Местные кенеши в связи с нарушением их прав имеют право обращаться за судебной защитой.

В новой Конституции, принятой в 2007 году, (Ст.93-97) под давлением регрессивных сил была сдана принципиально важная позиция, достигнутая в сфере децентрализации и местного самоуправления в прежние годы.

Ст. 93. Определяла основы МСУ в КР, кем осуществляется и как, то что органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, содействуют охране общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Финансирование местного самоуправления обеспечивается из соответствующего местного бюджета.

В Ст. 94. впервые обозначили систему органов и должностных лиц МСУ как:

- глав аильных округов, поселков и городов районного значения, мэров городов;

- местные кенеши - представительные органы местного самоуправления;

- айыл окмоту, городские и поселковые управы, мэрии - исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления;

- иные должностные лица и органы.

Судьбоносная в отношении развития МСУ Ст.95. изложена следующим образом: “1. Главы аильных округов, поселков и городов районного значения избираются депутатами соответствующих местных кенешей по представлению главы местной государственной администрации в установленном законом порядке. Мэры городов избираются депутатами соответствующих местных кенешей по представлению Президента”. Таким образом, был отменен принцип прямой выборности населением глав МСУ – айыльных округов, поселков и городов районного значения, которые отныне, согласно статье 95, должны избираться только депутатами соответствующих местных кенешей по представлению главы местной государственной администрации и по представлению Президента в городах. Фактические это означало введение системы назначения руководителей органов МСУ государством, точнее, администрацией президента. Почему такая поправка пошла в 2007 году? Потому что именно в этом году Кыргызстан перешел на двухуровневые межбюджетные отношения и начал самостоятельно зарабатывать деньги. Они начали становиться финансово независимыми от центра. И тогда власть, чтобы держать на “коротком поводке” органы МСУ, решили урезать ранее предоставленную политическую независимость этого института управления.

И наконец, действующая Конституция 2010 года которая определила МСУ – как гарантированное настоящей Конституцией право и реальную возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения Ст.110. То что МСУ в КР осуществляется местными сообществами на территории соответствующих административно-территориальных единиц, местными сообществами граждан

непосредственно либо через органы МСУ. Также прописано что, финансирование МСУ обеспечивается из соответствующего местного бюджета, а также республиканского бюджета. Даже прописали принципы добросовестного управления - то что, формирование и исполнение местного бюджета осуществляются с соблюдением принципов прозрачности, участия общественности, подотчетности органов местного самоуправления перед местным сообществом.

В Ст. 111. Описывается система органов МСУ, которую образуют:

1) местные кенеши - представительные органы местного самоуправления;

2) айыл окмоту, мэрии городов - исполнительные органы местного самоуправления, и то что исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица в своей деятельности подотчетны местным кенешам.

Что самое интересное, важный вопрос, благодаря которому политическая независимость ушла в историю, в 2010 году, когда пришла новая власть и могли бы заложить демократические основы для развития МСУ, они оставили на откуп законам. В Ст. 112 Конституции установили порядок избрания депутатов местных кенешей, но избрание главы исполнительных органов местного самоуправления оставили определять законом. В настоящее время этот порядок определяется Законом “О местном самоуправлении” и по прежнему главы МСУ избираются депутатами местных кенешей. В настоящее время инициируются поправки в этот закон, но в этих инициативах хотят только поменять порядок избрания глав айыльных аймаков. Почему избрание мэров городов должно отличаться? Данный порядок косвенного избрания глав муниципалитетов, откинул развитие кадрового потенциала далеко назад и как следствие мы имеем постоянные конфликты и переизбрания глав муниципалитетов. А ведь каждые выборы местного кенеша обходятся государству в большую сумму денег. А если говорить об упущенном времени, которое можно было бы направить на развитие, тогда вообще становиться грустно, потому что более четверть века пытаемся поднять этот институт управления, но в результате видим только откат назад.

Вопрос ЖОГОРКУ КЕНЕШУ: почему Вы боитесь сильных региональных лидеров? Почему данный законопроект уже на протяжении нескольких лет не продвигается и не принимается???

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваше имя

Введите символы с картинки

Текст