Форум
Всего тем: 2
Всего сообщений: 1
Новое на форуме

Сколько еще надо времени для политической самостоятельности органов местного самоуправления КР?
Эксперт МСУ - М. Тологонов

Давление местных государственных администраций действительно остается тотальной и перманентной проблемой для местного самоуправления – местные государственные администрации продолжают думать, что как представители правительства они обладают верховной властью по решению абсолютно всех вопросов на вверенной им территории, включая вопросы местного значения, отнесенные законом к исключительной компетенции органов МСУ. Кроме того, местные государственные администрации районного уровня воспринимают органы МСУ как свои территориальные подразделения и даже не стесняются совершать противозаконные действия в отношении глав местного самоуправления, например, налагать взыскания, объявлять выговоры. Причем данное явление носит достаточно массовый характер и воспринимается как само собой разумеющееся (По данным Общественного наблюдательного совета при Национальном агентстве по делам местного самоуправления при Правительстве Кыргызской Республики.).

Немалую роль в сохранении такого подчиненного статуса руководителей местного самоуправления играет сохраняющаяся неразбериха, путаница между исключительно государственными, делегированными государственными, смешанными и собственными полномочиями по принятию решений на уровне местного самоуправления и территориального государственного управления. Однако дополнительную путаницу и противоправные аргументы для давления на местное самоуправление со стороны местной государственной администрации создает система назначений глав местного самоуправления, сохранившаяся в новом законе об МСУ, несмотря на реформы и уложения Конституции 2010 года.

Многие несовершенства политической автономии, мешающие эффективной работе МСУ, автоматически решатся, если главы местного самоуправления станут истинно подотчетными местному сообществу – либо в лице местных кенешей через выборы депутатами, либо напрямую через непосредственные выборы.

Несмотря на то что в Ст. 49. Закона об МСУ прописано что «Глава айыл окмоту избирается депутатами айылного кенеша путем тайного голосования …. из числа кандидатур, выдвигаемых депутатами айылного кенеша, а также представляемых главой государственной администрации района – акимом», сложилась порочная практика, что все кандидаты проходят через процесс согласования своей кандидатуры с акимом района.

Помимо этого в Ст. 49 того же Закона, аким района до избрания нового главы айыл окмоту может назначить своим распоряжением исполняющего обязанности главы айыл окмоту, что подразумевает прямое вмешательство в дела местного значения государственной исполнительной власти. Хотя в законе прописано, что государственная власть не имеет права вмешиваться в дела местного самоуправления. Таким образом, от того, каким путем глава местного самоуправления попадает на свою должность, от кого исходит источник власти, зависит подотчетность, а за ней и эффективность работы данного руководителя. Поэтому очень остро в последние годы перед системой МСУ стоит вопрос: выборы или назначение?

Именно граждане, обладающие в соответствии с Конституцией правом на самоуправление, могут и должны определять глубину и степень политической автономии. Законодательство же, развиваясь в русле установлений Конституции, должно также адекватно отражать представления граждан в отношении МСУ и соответствовать их ожиданиям. Поэтому при строительстве системы МСУ, при проведении децентрализации необходимо, в первую очередь, учитывать ожидания и предпочтения граждан, чего практически никогда при разработке законодательства об МСУ доселе не делалось.

Все это приводит к выводу о необходимости скорейшего возврата к системе подлинных выборов на уровне МСУ, без участия государства, даже в лице местных государственных администраций, форма же выборов зависит от сообщества.