Форум
Всего тем: 4
Всего сообщений: 2

Пакет законопроектов, призванный усилить полномочия акима, противоречит Конституции, - Союз МСУ

Бишкек (АКИpress) – Пакет законопроектов, призванный усилить полномочия акима, противоречит Конституции. Об этом 27 ноября на пресс-конференции в АКИpress сказали директор Союза МСУ Омурбек Алманбетов, экс-директор ГАМСУМО Накен Касиев, председатель экспертного совета Союза МСУ Бакыт Рыспаев.

20 ноября в первом чтении на заседании Жогорку Кенеша прошел проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Земельный кодекс КР, «О статусе депутатов местных кенешей», «О местной государственной администрации», «О выборах депутатов местных кенешей», «О местном самоуправлении», «О государственной гражданской службе и муниципальной службе».

По словам Алманбетова, сейчас землями Государственного фонда сельскохозяйственных угодий распоряжаются местные кенеши и деньги от аренды поступают в айылный бюджет. Согласно законопроекту, условия и порядок предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, в том числе определение предельной платы, устанавливаются местной государственной администрацией по согласованию с местными кенешами. Как это будет происходить, никто не знает.

Также согласно законопроекту депутаты местных кенешей могут состоять на муниципальной службе, тогда как все исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица в своей деятельности подотчетны местным кенешам.Тогда получается, что муниципальный служащий будучи депутатом будет подотчетен самому себе.

Союз МСУ отмечает, что согласно данному закону аким вправе поставить вопрос о созыве сессии любого айылного кенеша в пределах района, участвовать в их работе с правом совещательного голоса.

Союз МСУ подчеркивает, что данная норма закона противоречит статье 113 Конституции Кыргызской Республики, согласно которой государственные органы не вправе вмешиваться в предусмотренные законом полномочия органов местного самоуправления.

Проектом НПА предлагается лишить лиц, ранее избранных депутатом и утративших статус депутата в результате роспуска кенеша, правами далее быть кандидатами в депутаты местных кенешей.

Союз МСУ на данное предлагаемое изменение отвечает, что включение данной нормы противоречит Конституции Кыргызской Республики, согласно которой граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном Конституцией и законами.

Проектом НПА предлагается изменение следующего содержания: «Право на местное самоуправление признается за соответствующим местным сообществом при наличии реальной возможности и способности этого сообщества осуществлять самостоятельную деятельность по решению вопросов местного значения в своих интересах и под свою ответственность».

Союз МСУ не видит смысла во внесении такого изменения, так как неясно, кто и каким образом должен определять наличие у местного сообщества реальной возможности и способности местного сообщества осуществлять самостоятельную деятельность по решению вопросов местного значения.

Вместе с тем, предлагаемые изменения в проекте НПА противоречит смыслу статьи 110 Конституции Кыргызской Республики, согласно которой местное самоуправление – это гарантированное Конституцией право и реальная возможность местных сообществ самостоятельно в своих интересах и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

Также в предлагаемой редакции проекта НПА в качестве оснований для приостановления полномочий органов местного самоуправления и введения прямого государственного управления предусмотрены:

1) длительная, то есть превышающая 30 календарных дней, неспособность органов местного самоуправления решить вопросы организации своей деятельности (выборы торага местного кенеша или главы исполнительного органа местного самоуправления, неутверждение местного бюджета или плана социально-экономического развития);

Союз МСУ КР отмечает, что срок в 30 календарных дней является маленьким, а последствия в виде приостановления деятельности органов местного самоуправления тяжелыми.

2) значительное ухудшение социально-экономической или общественно-политической ситуации в результате неправильных решений и/или действий органов местного самоуправления и их должностных лиц;

Союз МСУ КР сообщает, что неясно, по каким критериям будут оцениваться ухудшение социально-экономической или общественно-политической ситуации.

3) возникновение иных кризисных ситуаций, объективно препятствующих нормальной деятельности соответствующих органов местного самоуправления.

Союз МСУ КР отмечает, что неясно, какой орган и каким образом будет оценивать степень кризисной ситуации и нормальность или нет деятельности органов местного самоуправления, что в свою очередь является коррупциогенным фактором.

По словам Рыспаева, пакет законопроектов подготовили люди, которые не знают, сколько депутатов требуется для кворума в местном кенеше. По его словам, положение, по которому глава местного кенеша может быть смещен простым большинством присутствующих на сессии депутатов, а в некоторых кенешах это 4 депутата, приведет в чехарде.

Он добавил, что под контроль акима переходят не только земли Фонда перераспределения сельхозугодий, но и пастбища и земли населенных пунктов.

По словам О.Алманбетова, пакет законопроектов был подготовлен после распоряжения президента по усилению роли акимом в феврале 2018 года. Однако рекомендации рабочей группы, в котором он участвовал, по большому счету были проигнорированы.

«У акимов по нынешнему законодательству достаточно полномочий. Сейчас за прохождение пакета отвечает депутат Акылбек Жапаров. Мы предлагаем создать рабочую группу и отказаться от изменений и дополнений, которые противоречат Конституции», - сказал Алманбетов.

Подробнее по ссылке

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваше имя

Введите символы с картинки

Текст