Форум
Всего тем: 4
Всего сообщений: 2

30 % квота для женщин в айылных кенешах – как старт для повышения качества жизни населения

На прошлой неделе мы поехали в айыльный аймак, где руководителем является женщина. Мы были впечатлены и получили заряд энергии когда она говорила о своих школах, детских садах, клубе и о том, какие мероприятия там проводятся. Эта встреча толкнула нас на написание данной статьи.

На протяжении последних десятилетий не утихают споры о том, почему в высшей иерархии власти во всем мире так мало женщин. Женщина – хозяйка, мать – больше думает о семье, доме, улице и селе, а потому ее более активное участие в местном самоуправлении сделало бы жизнь комфортнее. А пока местное самоуправление не оказывает должного влияния на создание условий для развития человека: образование, семья, здравоохранение, культура, досуг, молодежь и это происходит из-за недостаточного количества женщин в числе руководителей органов местного самоуправления.

Вопросы местного значения, кроме традиционных водопровода и уборки мусора, – это еще и коллективная организация общественных событий: традиционных церемоний, выполняемых при рождении детей, создании новых семей, похоронах, праздниках; работа по улучшению условий в квартале/селе, участие в группах самоорганизации, местных политических событиях и т.д. Этот тип работы мало принимается во внимание, но подразумевает значительное количество добровольно отданного времени и очень важен для духовного и культурного развития сообществ, будучи движущей силой организации и самоопределения социальной единицы. И женщины, и мужчины вовлечены в работу по делам местного сообщества, хотя гендерное разделение труда превалирует. Замечено, что в ситуациях, когда ведение дел местного сообщества осуществляется на общественных началах (квартальные комитеты, домкомы и т.п.), это вменяется в обязанность женщинам. Как только за эту же работу предполагается оплата или доступ к власти (депутат кенеша или глава айыл окмоту), за ее выполнение берутся мужчины.

Таблица1. Динамика представленности женщин в числе депутатов местных кенешей, 2011 – 2016 гг.

Из таблицы №1 видно, что ни в одной области страны за последние 5 лет, несмотря на различные реформы и потрясения, число женщин-депутатов не приблизилось к «критической точке», за которой их голоса начинают приниматься во внимание при определении приоритетов местной политики. Зарубежный опыт показывает, что в результате специальных анти-дискриминационных мер представленность женщин в органах местного самоуправления может достичь 30 и более процентов, что позитивно отражается на показателях этих стран в области человеческого развития. При этом выборы на местном уровне играют роль трамплина для дальнейшего продвижения женщин в политику и принятие решений.

Несмотря на активное участие женщин в событиях 2005-го и 2010-го годов, с 2011 года доля женщин-депутатов местных кенешей снизилась на 2,89 процента в среднем по стране, а в Чуйской области это снижение составило более 11 процентов. Значительный рост наблюдался только в Нарынской области – до 12 процентов, что не может говорить о радикальном изменении ситуации.

В то же время большая часть жителей Кыргызстана позитивно оценивают участие женщин в работе местного самоуправления и считают его необходимым. Многие уверены, что половая принадлежность не должна являться критерием при выборе лидера или ответственного сотрудника органа МСУ. Основной вывод состоит в том, что в отношении различных социальных категорий граждан местное самоуправление пока не создает условий для их равного развития и реализации их прав.

По оценкам аналитиков, представительство женщин на руководящих постах в исполнительной ветви власти в среднем в разных странах мира находится на уровне 8–10%, и лишь в Скандинавии этот показатель существенно выше и составляет 25–40% . Не стоит забывать что в Скандинавских странах самый высокий показатель уровня качества жизни.

Ситуация в отношении руководителей исполнительных органов МСУ еще хуже, чем в представительных органах. Так, если доля женщин-депутатов составляла в 2011 году около 13 процентов, то доля женщин-глав айыл окмоту чуть более 3 процентов.

Таблица2. Сравнительный анализ глав аильных аймаков Кыргызской Республики в разрезе пола

При этом положительная динамика, которую показывает сравнение данных 2011 и 2017 годов, вызвано не столько увеличением числа женщин-глав на 1 единицу, а сокращением числа аильных аймаков вообще.

Многие исследователи, анализируя препятствия на пути продвижения женщин во власть, делают упор на сохранении культурных и гендерных стереотипов в обществе и на социально-психологических ограничениях самих женщин, мешающих им делать карьеру. Но если проанализировать высший представительный орган как Жогорку кенеш, где формирование списков четко квотировано, мы видим что есть проблемы поддержания уровня женщин в законодательной ветви власти. Вместо выбывшей женщины приходят мужчины и доля женщин не превышает 20 %, вместо установленных 30 %. Сейчас, когда 2018 год объявили - годом развития регионов, в Жогорку кенеше поднимается инициатива «30% квоты для женщин в айылных кенешах». Может таким способом мы толкнем женское лидерство в регионах, и в конечном итоге получим – улучшение качества принятых решений и как результат улучшение качества жизни.

А.Е. Чирикова Женищина во власти и бизнесе: сравнительный анализ российских и французских практик. COMPARATIVE POLITICS • 2 (12) / 2013

Данные Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваше имя

Введите символы с картинки

Текст