Rita в тему «Установление жесткой вертикали власти НАЧАТО!!!» [26 Марта 2013]
Rita в тему «Установление жесткой вертикали власти НАЧАТО!!!» [26 Марта 2013]
К укреплению Сети МСУ через правовую поддержку. Проект направлен на создание центра оказания правовой и методической помощи ОМСУ через оказание поддержки в передаче прав администрирования местных налогов. С 2016 году эти полномочия переданы всем ОМСУ по КР и им нужна будет правовая поддержка и сопровождение этого процесса.
Длительность проекта: 12 месяцев (1 августа 2016 – 1 августа 2017 года)
Общий объем бюджета: $ 24.947
Цель проекта – создание центра правовой поддержки ОМСУ и оказание правовой помощи через оказание такой помощи по передаче прав администрирования местных налогов и налогов полностью поступающих в местный бюджет органам МСУ и способствование повышению их профессиональной подготовки через обучение по принципу «равный равному», а также их правовая поддержка в процессе внедрения различных инициатив и реформ.
Задачи проекта:
1. Создание центра правовой поддержки ОМСУ и оказание методической поддержки ОМСУ при передаче прав администрирования местных налогов и налогов полностью поступающих в местный бюджет;
2. Повышение потенциала глав ОМСУ и налоговых работников АО по вопросам
налогового администрирования по принципу обучения «равный равному»;
3. Просвещение представителей ОМСУ и повышение их профессиональных навыков через сайт Сети МСУ – www.msu.kg
Запланированная и реализованная деятельность по проекту:
1. Сформирована группа экспертов, которая проанализировала разработанный УГНС типовой договор, и совместно со специалистами УГНС пришли к выводу что его надо доработать согласно Постановления Правительства № 202. Также были доработаны журналы для предоставления сведений по налогам передаваемым ОМСУ. Типовой договор был видоизменен в сторону защиту интересов органов МСУ. Так в частности в разделе Предмет договора, помимо сборов налога был добавлен – 4) проведение налогового контроля. В разделе обязанности государственного органа было добавлена обязанность ежеквартально предоставлять органам МСУ перечень зарегистрированных
в УГНС плательщиков налога на имущество, земельного налога и налога на основе патента и сведения о суммах налоговой задолженности по указанным налогам. Из раздела обязанности органов МСУ было удалена обязанность - качественно исполнять план прогноз за месяц, квартал и год по делегированным налогам. Таким образом, типовой договор стал более приближен к равноправному партнерскому договору и был опубликован на сайте для скачивания органами МСУ http://msu.kg/ru/analytics/read/94, http://msu.kg/ru/analytics/read/93.
2. Для обсуждения, анализа и выявления возможных путей решения проблемных вопросов касающихся передачи прав администрирования налогов, поступающих в местный бюджет, согласно ПП № 202 был организован круглый стол с привлечением специалистов из муниципалитетов различного уровня: начиная с города республиканского значения и заканчивая айылным аймаком. По итогам однодневного обсуждения были зафиксированы ряд проблемных моментов, которые сдерживали реализацию данного постановления. Одним из наиболее значимых проблем было отсутствие возможности отслеживать поступления налогов органами МСУ. Данный
вопрос не мог быть решен в рамках налоговой системы, так как в ИТ системе данного органа отсутствует функция распределения налогов по муниципалитетам, но данный вопрос был успешно решен благодаря органам казначейства. Так с марта 2017 года все муниципалитеты начали получать данные по поступлениям доходов в местный бюджет, в режиме онлайн. Статья об этой новости была опубликована на сайте http://msu.kg/ru/analytics/read/102 . Еще одной немаловажной проблемой для качественной реализации данного постановления является качественный интернет. Только при наличие качественного интернета коммерческие банки могут установить в Айыл Окмоту банкомат для уплаты налогов. Только при наличие таких технических возможностей, можно налогоплательщиков обязывать своевременно уплачивать налоги, потому что сумма налогов зачастую меньше чем затраты на проезд в районный центр, поэтому мы продолжим отслеживать данный вопрос (уже подготовили письма в соответствующие органы отвечающие за это в Правительстве) и содействовать его эффективному продвижению.
3. Совместными усилиями была составлена хронология действий ОМСУ по получению прав администрирования налогов поступающих в местный бюджет. Первые договора, которые были подписаны в начале года, это был тот вариант типового договора, который изначально был подготовлен со стороны УГНС. Несмотря на то что новый обновленный договор был доработан и согласован вплоть до декабря 2016 года (начиная с сентября 2016 года) эти договора не подписывались органами районного ГНС. После проведенного круглого стола с привлечением всех заинтересованных сторон: Минфин, Минэконом, ГНС, ГАМСУи МО и органов МСУ вопрос подписания договора начал немного продвигаться. К моменту завершения проекта (август 2017 года) всего подписавших данный договор стало 113 муниципалитетов.
4. В 40 районах КР (в районных центрах) были проведены для финансовых и налоговых работников ОМСУ обучающие тренинги по передаче прав администрирования налогов ОМСУ.
По Иссык Кульской области с участием глав, начальников ФЭО и налоговых сотрудников ОМСУ, УГНС: Иссык-Кульский район - 30 человек; Тонский район -19 чел.; Джети-Огузский район -21 чел.; Ак-Суйский район –24 чел,; Тюпский район -19 чел, всего приняло участие -113 чел.
По Чуйской области: Аламудунский район - 25 человек; Сокулукский район –32 чел.; Московский район -25 чел.; Панфиловский район -23 чел.; Жайылский район –25 чел.; Ысык-Атинский район –14 чел.; Чуйский район - 30 чел.; Кеминский район –21 чел, всего приняли участие -195 чел.
По Нарынской области: Ак-Талинский район-20 чел.; Ат-Башинский район -17 чел.; Нарынский район –24 чел.; Жумгалский район – 20 чел.; Кочкорский район –23 чел, всего по области приняли участие – 104 чел.
По Таласской области: Манасский район –16 чел.; Кара-Бууринский район - 10 чел.; Бакай-Атинский район - 25 чел.; Таласский район - 30 чел., всего по области присутствовало - 81 человек.
По Ошской области: Ноокатский район - 47 чел.; Араванский район – 13 чел.; Чон-Алайский район- 14 чел.; Алайский район –35 чел.; Узгенский район –30 чел.; Кара-Кульжинский район –24 чел., всего по области приняли участие - 164 чел.
По Джалал Абадской области: Ноокенский район –28 чел.; Базар-Коргонский район –25 чел.; Сузакский район –18 чел.; Ала-Букинский район (вместе с представителями Чаткальского района) – 32 чел.; Аксыйский район - 24 чел.; Токтогульский район -37 чел.; Тогуз-Тороуский район -13 чел., всего по области приняли участие -177 чел.
Баткенской области: Лейлекский район- 28 чел.; Баткенский район -14 чел.; Кадамжайский район -17 чел., всего по Баткенской области приняли участие -59 чел.
Итого по республике семинаром были охвачены 892 специалистов по доходам ОМСУ, начальников ФЭО и работников ГНС.
5. Планировалось найти успешные истории по реализации этих прав органами МСУ и оформить их в кейсы. К сожалению, пока такого опыта не зафиксировано, но опыт города Жалал-Абад и Кара-Суу требует отдельного исследования как количественных показателей, так и качественных. Данное исследование будет обязательно проведено в ближайшей перспективе уже вне проекта и результаты будут вывешены на сайте в виде статьи.
6. В рамках проекта осуществили модернизацию сайта www.msu.kg и за период реализации проекта (август 2016 – август 2017 год) в интернет приемную сайта поступило 276 вопросов, на которые были даны ответы со ссылкой на НПА. Раздел “Законодательство” был полностью обновлен и привязан к официальному сайту Министерства юстиции, что позволяет органам МСУ иметь бесплатный доступ к обновляемой базе НПА. В “Аналитике” вывешиваем статьи успешного или проблемного опыта, для их распространения и повышения потенциала органов МСУ.
Достигнутые результаты:
1. Типовой договор доработан с учетом интересов органов МСУ;
2. Доработаны типовые журналы для сбора сведений по сбору налогов и осуществлению налогового контроля;
3. Все муниципалитеты снабжены правовой и методической поддержкой, консультированием через сайт www.msu.kg и даже возможностью выехать и оказать содействие в этом вопросе;
4. Органы МСУ получили возможность получать информацию по плательщикам налогов в разрезе доходных источников и по плательщикам в режиме онлайн, не выходя из рабочего кабинета;
5. 113 муниципалитетов уже подписали договор и в последующем их успешный или проблемный опыт будет опубликован на сайте.
6. За период реализации проекта сайт стал платформой правовой поддержки органов МСУ и интернет приемная успела отсветить 276 вопросов, касающихся управления и права.