Форум
Всего тем: 2
Всего сообщений: 1
Новое на форуме

Эффективное управление муниципальным имуществом: каким оно должно быть?: г. Нарын 5-6 июня 2013 года
Тема: «Эффективное управление муниципальным имуществом:каким оно должно быть?»

Состоялся межрегиональный семинар практикующего сообщества глав ОМСУ Таласской, Чуйской, Иссык-Кульской и Нарынской областей, посвященный изучению практических вопросов по улучшению управления муниципальным имуществом.

Дата: 5 – 6 июня 2013 г.

Место: гостиница «Хан-Тенгри», город Нарын, Кыргызстан

Цели межегионального семинара:

Целью межрегионального семинара глав муниципалитетов является создание практикующего сообщества глав ОМСУ в КР и предоставление им возможности обмена опытом в области управления муниципальным имуществом. В ходе семинара участникам была представлена возможность ознакомиться с положительными результатами по управлению имуществом в Ивановском и Дөбөлүнском АА и в свободном формате обсудить насущные вопросы в области управления муниципальным имуществом.

Результаты Регионального семинара:

Первый день

В начале первого дня работы семинара представители Ивановского и Дөбөлүнском АА рассказали о своих успешных историях по управлению муниципальным имуществом:

1. Ивановский АА Ысык-Атинского района Чуйской области является одним из крупных айылных округов, собственные доходы которого составило более 28 млн. сом в 2012 году. Но, несмотря на достаточную обеспеченность местного бюджета, руководство АА изыскивает дополнительные денежные средства за счет реализации объектов муниципальной собственности в частную собственность (здание РГА, баня, в том числе муниципальных земель), с дальнейшей перепрофилизацией муниципальных зданий в социальные объекты.

Одним из ярких примеров служит продажа аварийного здания акимиата южно-корейскому университету KIEN за 40 млн. сомов. Продажа муниципального объекта позволило восстановить аварийное здание и превратить его в образовательный центр, работающий на образовательных стандартах Южной Кореи.

За счет резкого увеличения доходной части бюджета АА при переходе на 2-х уровневый бюджет в 2011 г., увеличения арендной платы за использование земель ФПС и прочие земли и частичное финансирование со стороны донорских организаций, за последние 2 года было построено 5 АЗС, 1 кирпичный завод, было восстановлено 2 детских сада, и за счет софинансирования со стороны Министерства внутренних дел КР был построен ПОМ (презентацию Ивановского АА можно скачать ниже).

2. На семинаре также был презентован успешный опыт управления муниципальным имуществом дотационного Дөбөлүнского АА Нарынского района Нарынской области, собственные доходы которого составили всего 1,5 млн. сом в 2012 году. Несмотря на низкий уровень собственных доходов АА руководство Дөбөлүнского АА решило создать благоприятные условия для развития бизнеса в своем округе за счет предоставления на безвозмездной основе муниципальных объектов и привлечения донорских средств на ремонт зданий и оснащение необходимым оборудованием. За счет данной программы в АА был открыт швейных цех, кондитерская мини-фабрика, мини молокозавод и птицефабрика. В целях поддержки начинающегося бизнеса АА не берет арендную плату за использование муниципального имущества.

Хотелось бы также отметить рациональное использование свободных помещений в АА. Так, в 2-х комнатах административного здания был открыт музей где были размещены экспонаты, дающие представление о культурном наследии народов Кыргызстана (презентацию Дөбөлүнского АА на кыргызском языке можно также скачать ниже).

Дискуссии в малых группах:

После презентации успешного опыта по управлению муниципальным имуществом участники семинара были разделены на 2 группы по 15 человек.

Программа дискуссий в малых группах была выстроена таким образом, чтобы ответить на следующие вопросы:

• Насколько главы муниципалитетов знакомы с принципами добросовестного управления;

• Информированы ли главы муниципалитетов об источниках доходов местного бюджета и каким образом можно увеличить их объемы;

• Владеют ли главы информацией об объемах муниципального имущества и как они ими управляют;

• Каким образом собирались и уточняются ли данные об объемах земли (в наделах, в муниципальной собственности, земли которые перешли в управление ОМСУ – земли ФПС);

• Какие инструменты эффективного управления муниципальным имуществом могут быть использованы: инвентаризация объектов имущества, земли и налогооблагаемых объектов бизнеса;

• Как добиться увеличения поступлений в бюджет через принципы добросовестного управления?

По итогам дискуссий участники малых групп перечислили основных специалистов непосредственно участвующих в сборе информации по муниципальному имуществу:

 главный специалист ЖКХ;

 ведущий специалист по землеустройству и сельскому хозяйству;

 ведущий специалист по доходам;

 ведущий специалист экономист статист;

 староста (айыл башчысы).

Также были перечислены государственные органы и организации с которыми муниципалитеты взаимодействуют по вопросам управления муниципальным имуществом:

Государственные органы:

 Государственная регистрационная служба;

 Государственное агентство архитектуры;

 Государственная налоговая служба;

 Районные отделы статистического комитета;

 Социальный фонд;

 Министерство транспорта и связи;

 Пограничная служба.

Организации:

 Гиппрозем;

 УОК;

 Районные электрические станции;

 ОАО «Кыргызгаз».

По итогам работы малых групп были выявлены основные проблемы по управлению муниципальному имуществу:

• За последние 20 лет в Кыргызской Республике было трансформировано около 1 млн. гектар сельскохозяйственных земель под строительство жилья. Всего было открыто 5 траншей на трансформацию земель. В 2011 году Правительством КР было решено приостановить процесс трансформации земель в целях обеспечения продовольственной безопасности в республике. На части нетрансформированных земель на это время уже было построено жилье, которое до сих пор не узаконено, в связи с принятием Постановления Правительства о приостановлении трансформации земель. В связи с этим участники семинара подняли вопрос о трансформации тех земель, где уже фактически были застроены дома до приостановления трансформации земель;

• Нехватка квалифицированного персонала, отсутствие собственной техники для проведения технического обслуживания ирригационных сетей и недостаточная финансовая обеспеченность не позволяет АВП и СОВП сократить бесконечные аварии ирригационных сетей, сократить задолженность фермеров за услуги перед АВП и обеспечить достаточный объем поливной воды. Так как обеспечение водой является одним из вопросов местного значения, проблемы в управлении водным хозяйством негативно отражаются на имидже ОМСУ, являющиеся хозяйственниками на местах. Также немаловажной проблемой в данной сфере являются тарифы на водопользование. ОМСУ не имеют право вмешиваться в оперативную деятельность данных организаций. В связи с этим главы АА предлагают обсудить деятельность АВП и СОВП и роли ОМСУ в управлении водными ресурсами на местах;

• Большая часть участников семинара отметили о наличии фактов незаконного увеличения земельных участков со стороны землепользователей, что несомненно негативно сказывается на доходной базе АА. В связи с этим участники семинара отметили необходимость широкого обсуждения практических методов по узакониванию и налогообложению неучтенных земель;

• С созданием нового самоуправляющегося института под названием «Пастбищные комитеты» планировалось решить проблему пастбищных споров. Но, по мнению глав АА данный институт не справился с ролью управленца пастбищных конфликтов. В связи с этим участники семинара отметили необходимость обсуждения возможности введения в структуру АА жайыт комитетов в целях консолидации прав и ответственности по управлению землями в одном центре, т.е. в АА;

• Практически во всех АА существуют ЛЭП, электрические подстанции, железные дороги которые пролегают на территориях муниципалитетов. Данные коммерческие объекты не облагаются земельным налогом, негативно сказываясь на доходном потенциале местных бюджетов;

• Во многих АА инвентаризация и учет объектов (включая название, адрес, размеры объекта и участка, текущее использование, пользователь и на каком основании, на чьем балансе находится) все еще ведется вручную. Несмотря на наличие таких программ как «Айыл окмоту» и «Беркут», не во всех АА установлены данные автоматизированные системы управления;

• На сегодняшний день право регистрации имущества есть только Госрегистра. Вся государственная пошлина поступает в бюджет хозрасчетного Госрегистра минуя местные бюджеты, негативно сказываясь на доходном потенциале АА;

• Также был поднят вопрос о предоставлении каких-либо скидок государственным и муниципальным органам управления при получении услуг Госрегистра;

• Для полного учета налогооблагаемого имущества, не отлажена система взаимообмена информацией между различными госорганами и ОМСУ. К примеру, неотлаженность системы учета автотранспортных средств между АА и Госавтоинспекцией не позволяет производить сборы налога по месту осуществления экономической деятельности.

Второй день

В начале второго дня межрегионального семинара участники семинара были ознакомлены с законодательными и правовыми основами по управлению муниципального имущества и увеличению доходного потенциала МСУ, а именно с:

 Видами муниципального имущества;

 Полномочиями органов МСУ, относящиеся к муниципальной собственности;

 Основными методами управления муниципальной собственности;

 Классификацией муниципальных объектов по их соответствию целям аильного управления;

 Предоставлением прав на объекты муниципальной собственности;

 Эффективному управлению землями муниципальной собственности;

 Практическими подходами ведения хорошей местной земельной политики.

На заключительной сессии участники семинара провели обсуждение по наиболее интересующим им темам, которые они хотели бы обсудить в последующих мероприятиях:

• Трансформации тех земель, где уже фактически были застроены дома до приостановления трансформации земель;

• Деятельность АВП и СОВП и роль муниципалитетов в решении водного вопроса;

• Взаимодействие пастбищных комитетов и муниципалитетов в решении пастбищных вопросов;

• Законодательные основы и методы налогообложения инфраструктурных объектов (ЛЭП, железные дороги и т.п.);

• Порядок узаконивания неучтенных земель в целях их налогообложения.

Целевая группа: Список участников.pdf

Язык: Встреча проходила на кыргызском языке.

Контакт: По всем вопросам и за дополнительной информацией обращайтесь к Рите Карасартовой и Чингизу Бексултанову

E-mail: koom.kg@gmail.com

Тел.: +996 312 66 33 55

Программа семинара:

  • Программа семинара.docx
  • Вопросы для группы А.docx
  • Вопросы для группы Б.docx
  • Материалы семинара:

  • Управление муниципальной собственностью_Ивановский АА_русс.ppt
  • Управление муниципальной собственностью_Ивановский АА_кырг.ppt
  • Презентация Доболу_кырг.pptx
  • Эффективное управление муниципальной собственностью_ГАМСУ и МО.pptx
  • Муниципалдык менчикти натыйжалуу башкаруу_ГАМСУ и МО.pptx
  • Жергиликтуу оз алдынча башкаруу органдарынын оз ара билим алуусу жана тажрыйба алмашуусу_ФЕЦА.pptx
  • «Теңме-тең окутуу» принцибинин негизинде өткөн сынамык семинарларынын алкагында өткөрүлгөн иш-чаралардын тажрыйбасы жана натыйжалары.pptx
  • Фотографии семинара

  • Фотографии