Rita в тему «Установление жесткой вертикали власти НАЧАТО!!!» [26 Марта 2013]
Rita в тему «Установление жесткой вертикали власти НАЧАТО!!!» [26 Марта 2013]
Дата: 17 - 18 июля 2013 г.
Место: гостиница «Ыссык-Куль», г. Каракол, Кыргызстан
Язык: Семинар проходил на кыргызском языке.
Цель межрегионального семинара:
Целью межрегионального семинара глав муниципалитетов является создание практикующего сообщества глав ОМСУ в КР и предоставление им возможности обмена опытом в области управления муниципальным имуществом. В ходе семинара участникам была представлена возможность ознакомиться с положительными результатами по управлению имуществом в Торуайгырском, Петровском и Логвиненковском АА и в свободном формате обсудить насущные вопросы в области управления земельных ресурсов.
Результаты Регионального семинара:
Следует отметить то, что к семинару для глав ОМСУ на тему «Эффективное управление земельными ресурсами» прошедшего в г. Каракол 17-18 июля был подготовлен новый формат проведения семинара.
Основной причиной данных нововведений заключалось в сложности понимания со стороны участников темы семинара из-за скоротечного проведения сессий.
В связи с этим, к началу каждой сессии было добавлено время для проведения мозгового штурма. Мозговой штурм позволяет участникам семинара вспомнить или же получить новую информацию по тематике проводимой сессии. Если ранее все подготовленные успешные истории муниципалитетов презентовались друг за другом в рамках 1-й сессии, и на каждую презентацию и обсуждение выделялось всего по 20 минут, то к семинару, проводимом в г. Каракол было подготовлено 3 тематические презентации для каждой сессии. На каждую презентацию было выделено по 1 часу на презентацию, вопросы - ответы и обсуждение. За счет этого участники семинара имели возможность глубже ознакомиться с успешным опытом презентующего муниципалитета, задать всевозможные вопросы и получить на них полноценные ответы со стороны презентующего. В случае возникновения спорных вопросов эксперты Сети МСУ и приглашенные представители Правительства КР дают разъяснение по каждому из спорных вопросов.
После проведения мозгового штурма, презентации успешного опыта и обсуждения по тематике сессии в широком формате участники были поделены для дальнейшей работы в малых группах.
Следует отметить тот факт, что активность участников на данном семинаре явно превышало активность участников предыдущих мероприятий. Одним из главных факторов данного успеха заключается в применении нового формата проведения семинара.
Первый день
Успешный опыт Торуайгырского айильного аймака (АА) по управлению пастбищами
В начале первого дня работы семинара председатель Торуайгырского пастбищного комитета презентовал успешный опыт управления пастбищных земель.До образования пастбищного комитета в Торуайгырском АА дороги ведущие к пастбищам, мосты и переправы были в плачевном состоянии. Поэтому фермерам было сложно добираться до пастбищ.
Пастбища в основном сдавались в аренду ограниченному количеству лиц. К примеру, в 2009 году только 7 фермеров уплачивали арендную плату за использование пастбищ.
После образования пастбищного комитета в Торуайгырском АА, количество фермеров осуществляющих выпас скота на пастбищах возрос до 62 человек в 2012 г.
Нельзя отметить важность проектных средств АРИСа в жизнедеятельности Торуайгырского пастбищного комитета. За счет помощи АРИСа в данном АА было построено множество инфраструктурных объектов позволяющие обеспечить доступ к отдаленным пастбищным угодьям.
В общем, за счет деятельности пастбищного комитета были созданы ряд возможностей для местного населения:
1. Были созданы условия для выезда фермеров на легком автотранспорте.
2. При перегоне скота уже не возникает проблем с переходами рек.
3. Создаются условия для ведения предпринимательской деятельности (продажа кумыза, молока, масла и организации экологического отдыха).
4. Благоприятные условия пастбищ позволяют больше набирать вес поголовью скота.
В конце своей презентации докладчик дал информацию о ставках сборов за использование пастбищных земель. По его данным в Тору-Айгырском АА ставка пастбищного взноса за 1 овцу 12 сом, на 1 теленка 42 сом и на 1 корову и лошадь составляет 60 сом, т.е. фермерами уплачивается от 3 до 16 тыйын в день на 1 единицу скота.
По его мнению, основным условием развития института пастбищных комитетов заключается в постепенном переходе на самофинансирование деятельности Пастбищных комитетов. Для этого необходимо повысить тарифы пастбищных взносов минимум в 2 раза. Только в этом случае пастбищные комитеты смогут обеспечить все необходимые условия для фермеров использующие пастбища, вне зависимости от внешней помощи.
Успешный опыт Петровского АА инвентаризации и учета муниципальных земель
В Петровском АА имелось ряд проблем, связанных с неучтенными земельными ресурсами, которые в той или иной мере не позволяли решать ряд вопросов местного значения:
1. В АО имелись бесхозные земли, цены на которые значительно возросли за последние 10-15 лет. Местное население стало незаконно присваивать данные земли. На почве этого начало возникать ряд проблем на межэтнической и межнациональной почве.
2. Количество молодых семей ежегодно возрастало. Их необходимо было определить, через выдачу земельных участков.
3. Предпринимателям необходимо было выделить земельные участки под строительство доходоприносящих объектов.
4. В селе не было места для создания парковой зоны отдыха и т.п.
5. Незаконно приватизировались межа между участками.
6. Отсутствовал генеральный план и перспективный план села.
Для решения вышеперечисленных проблем руководство муниципалитета решило провести инвентаризацию всех пустующих земель муниципалитета, поставить на учет бесхозные земли и через суд принять на баланс айыл окмоту данные бесхозные участки.
В процессе своей презентации глава Петровского АА в наглядной форме показал какие земли были взяты на учет и как они были использованы в дальнейшем.
Как показано на рисунке, возле участков (прямоугольные области закрашены красными штрихами) существуют неучтенные придомовые участки. Зачастую данные земли граничат с тротуарами. После выявления неучтенных придомовых земель размером в 2-3 сотки в Петровском АА было решено владельцам земельных участков граничащих с данными придомовыми участками сдать данные земли в аренду методом прямого предоставления.
Также, в Петровском АА были выявлены большие бесхозные земельные участки (закрашено в синюю клетку) размером от 10 соток. Данные земли были сданы в аренду через аукцион.
Возле муниципальных объектов (школы, детские сады и т.п.) были выявлены большие участки бесхозных земель. Исполнительным органом Петровского АА было решено создать из данных категорий земель «Золотой фонд» для выдачи молодым семьям земельные участки размером 10 соток.
По итогам проведения всех мероприятий:
1) Были поставлены на учет АО 142 бесхозных участков или 66,2 га.
2) Был проведен общий сход села, где был презентованы результаты проекта.
З) Взятые на учет земельные участки были разделены на 3 части:
• Жилищный фонд.
• Земли для объектов.
• Золотой фонд.
4) Был заказан генеральный план села.
5) Была проведена сессия айильного кенеша (АК), где был утвержден размер выдачи земельного участка по 10 соток.
Успешный опыт Логвиненковского АА по выделению земельных участков под разработку строительных материалов
В большинстве АА имеются карьеры, которые используются для извлечения строительных материалов (камни, щебень, песок и т.п.). В своей презентации глава Логвиненковского АА рассказал участникам семинара, как можно эффективным и законным способом выдать земельный участок под разработку строительных материалов.
Механизм выдачи земельного участка со стороны АА:
• Рассмотрение заявления в земельной комиссии АА;
• Проведение общественного слушания с местным населением;
• Проведение конкурса (аукциона) о предоставления земельного участка в аренду;
• Решение АА о закреплении земельного участка за разработчиком;
• Заключение договора о аренде земельного участка (вместе с земельным налогом несельхоз назначения);
• Разработчик – Население – ОМСУ: Заключение договора между разработчиком и АА об оказании социально-экономической помощи местному сообществу.
В конце каждой сессии, после презентации успешного опыта по управлению пастбищными землями и проведения дискуссии на эту тему в широком формате участники семинара были разделены на 3 малые группы.
Итоги дискуссий в малых группах
По итогам дискуссий в малых группах участники по вопросу управления пастбищ остановились на некоторых аспектах:
1. Все участники сошлись на том, что одной из главнейших задач пастбищного комитета состоит в разъяснении среди пользователей пастбищ необходимость в проведении ряда мероприятий по уходу за пастбищами и обеспечению доступа к ним и что для этого необходимы пастбищные сборы.
2. При формировании тарифов пастбищных сборов необходимо произвести перепись скота и получить точные данные по общей площади пастбищных угодий. При этом необходимо учитывать некоторые факторы, влияющие на тарифы пастбищных сборов:
• Отдаленность пастбищных угодий;
• Качество пастбищ (каменистость, отсутствие воды, малопродуктивнсоть).
Для проведения качественного учета поголовья скота участники семинара предложили ряд эффективных методов:
• Подворовой обход;
• Данные из хозяйственных книг;
• При выдаче справок;
• Комиссионная регистрация скота;
• Опрос среди пастухов;
• При проведении вакцинации домашних животных.
После получения всей необходимой информации на сходах села и на заседании местного кенеша рассматриваются и утверждаются тарифы за пользование пастбищных угодий.
3. Расходы пастбищных комитетов подразделяются по нижеследующим статьям:
• Заработная плата председателя и бухгалтера пастбищного комитета;
• ГСМ;
• Земельный налог уплаченные за использование пастбищ перечисляется в ГНС;
• Здания и сооружения (инфраструктурные проекты);
• Прочие расходы.
По вопросу инвентаризации земель участники семинара остановились на следующих аспект
1. При проведении инвентаризации земель необходимо использовать данные системной регистрации земель проведенной в 2003-2004 годах и Перспективные планы развития (если они имеются).
2. Механизм проведения инвентаризации муниципальных земель:
• Создание комиссии состоящей из представителей исполнительного (земелеустроители, местный налоговый инспектор, айыл башчы), законодательного органов (постоянная депутатская земельная комиссия) МСУ;
• Постановление комисии (к прмеру: под расширение села, под выдачу бизнес структурам, сдача в аренду, продажа через аукцион);
• После проведения учета неучтенные земели необходимо внести в кадастровую книгу;
• Произвести регистрацию неучтенных земель в Госрегистре;
• Получить Госакт о регистрации земель как муниципальная собственность.
В случае выявления неучтенных земель, одним из способов эффективного управления муниципальными землями является ее продажа методом аукциона. Для проведения качественного аукциона необходимо:
1. Земельная комиссия за 30 дней до проведения аукциона объявляет о ее продаже.
2. Определяеться начальная аукционная стоимость земель, устанавливается шаг аукциона и нанимается независимый аукционщик.
3. Каждый участник аукциона должен внести 10 % от начальной стоимости лота в виде гарантийного взноса до начала проведения аукциона.
4. При проведении аукциона необходим кворум аукционной комиссии.
5. После продажи земельных участков методом аукциона, ОМСУ необходимо составить социально-партнерское соглашение по благоустройству участка с покупателем земли.
По итогам 2-х дневного семинара были выявлены следующие проблемные вопросы:
по вопросам управления пастбищ и земель лесного хозяйства:
1.Главной проблемой в использовании пастбищ является вопросы отсутствия границ и контуров пастбищ с землями лесного хозяйства;
2.Из-за резкого увеличения поголовья МРС и КРС имеется проблема нехватки пастбищ и население идут на составление индивидуальных договоров с Лесным хозяйством, вследствии чего с одной стороны земли Лесного хозяйства не используются по назначению, с другой стороны, МСУ не может точно определить количество поголовья нуждающихся в пастбищных угодиях;
3.Население беспокоит факт бесконтрольной вырубки лесных насаждений со стороны Лесного хозяйства;
4.Нынесуществующие ставки сборов за использование пастбищ не покрывают всех расходов на обеспечение беспрепятственного доступа к отдаленным пастбищным угодьям и рекультивации пастбищ.
по вопросам управления муниципальных земель и земель водного хозяйства:
1.Отсутствует мотивация органов местного самоуправления в проведении инвентаризации земель, используемых для сельскохозяйственного назначения, так как нет категории муниципальных сельскохозяйственных земель. Выявленные земельные участки муниципалитеты используют путем предоставления в краткосрочную аренду, что приводит к истощению сельхоз земель и не стимулирует ОМСУ к увеличению доходов бюджета;
2.Выявление неучтенных земель неблагоприятно воздействует на руководителя ОМСУ со стороны контролирующих и правоохранительных органов и приводит к тому, что возбуждаются уголовные дела по сокрытию земель и нарушение земельного законодательства;
3.В настоящее время нет должного понимания и партнерских отношений со стороны таких государственных органов как: Госрегистр, Госархитектура, Гипрозем и др. в вопросах инвентаризации и узаконивании этих земель. Например, любая информация по вопросам землевладения Госрегистром предоставляется на платной основе, вследствие чего у ОМСУ просто нет средств произвести данный учет;
4.Даже при осуществлении инвентаризации и выявлении неучтенных земель у ОМСУ нет средств для регистрации муниципальной собственности, что приводит к потерям данных земель и сокращению доходов местного бюджета;
5.Нет четких границ земель водного хозяйства и не прописаны процедуры их использования, что при предоставлении общераспространенных полезных ископаемых (песок, камни, глина и др.) возникают проблемы взаимоотношений ОМСУ с департаментом водного хозяйства и государственным агентством по экологической и технической инспекции.
E-mail: koom.kg@gmail.com