Форум
Всего тем: 2
Всего сообщений: 1
Новое на форуме

Ответы на инициативу Премьер-министра по усилению вертикали власти

14 июня 20134 года в СМИ был обнародован законопроект, предполагающий существенные изменения в систему управления территориями.

Премьер-министр Ж. Сатыбалдиев подчеркнул, что пакет законопроектов направлен на укрепление вертикали власти, обеспечение единства государственной власти на всех территориальных уровнях, условий для проведения единой государственной политики по социально-экономическому развитию территорий, исполнения национальных и государственных программ, а также достижения оптимального сочетания централизованного государственного управления и децентрализованного местного самоуправления.

Так, в предлагаемых проектах законов предполагаются следующие изменения (выделено жирным).

К данным изменениям экспертами была сделана попытка найти ответ.

1. Восстановить районные кенеши, упразднив малоэффективные совместные заседания местных кенешей, состоящие из всех депутатов айылных кенешей соответствующего района. Предлагается избирать депутатов районных кенешей по мажоритарной системе, число которых будет составлять 35 депутатов.

Ответ: Зачем нужен районный кенеш? Ранее этот орган нужен был только для утверждения районного бюджета. Сегодня районного бюджет а нет, соответственно районный кенеш не нужен. Понимаем, что совместные заседания местных кенешей не принесут какой либо пользы, потому что нет финансирования данных мероприятий. Для решения обще районных задач можно было бы ограничиться делегатами например по 2 человека в районный кенеш, но тогда возникает вопрос -какие вопросы должен решать сегодняшний районный кенеш? Для того чтобы сделать четкую ответственность за проводимую политику государственной власти предлагаем вообще внести изменения и сделать должность акима - назначаемой должностью и пусть сам Премьер-министр его назначает. Тогда появится ответственность премьера за своих региональных представителей, так как согласно Конституции исполнительная власть заканчивается на районном уровне. Далее уже компетенции органов местного самоуправления (гл.8 Конституции КР). Пусть каждый кандидат в акимы напишет свое видение развития района и тогда у премьера будет столько программ - сколько кандидатов и сформируется как минимум понимающая проблемы квалифицированная команда государственных правленцев.

2. Восстановить институт губернатора.

Ответ: От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Сегодня губернаторы называются полномочными представителями Премьер-министра, и что им мешает проводить политику премьера в жизнь на местах? Губернатор (полномочный представитель) должен быть куратором области и программы развития районов реализуемые акимами, должны контролироваться данным институтом.

3. Модифицировать процедуру назначения акимов районов, определив четкий порядок назначения и освобождения по предложению районного кенеша.

Ответ: Предлагаем Акимов просто назначать Премьер-министром и освобождать по представлению губернатора (полномочного представителя).

4. В целях обеспечения взаимодействия на местах предлагается усилить роль акимов при избрании глав айыл окмоту. При этом предлагается, что главы айыл окмоту будут избираться айылными кенешами представляемых акимов не менее 3 кандидатур.

Ответ: Это противоречит Конституции КР, где четко прописано что государственная власть не должна вмешиваться в дела местного самоуправления. Сама природа местного самоуправления предусматривает самостоятельное ведение местных дел и приоритеты должны определяться самим местным сообществом, следовательно и глава исполнительного органа МСУ должен быть избран населением, или как минимум депутатами местного кенеша, без вмешательства государственной ветви власти.

5. Передать в ведение местных государственных администраций территориальные подразделения министерств и административных ведомств, за исключением правоохранительных органов и усилить кадровые полномочия акимов.

Ответ: Это будет полнейшим абсурдом, тогда у местных государственных администраций должны быть специалисты по всем отраслям (образование, здравоохранения, госрегистр и т.д.), а это раздутие штата местной государственных администрации. Также нельзя забывать о том, что у территориальных подразделений министерств и административных ведомств есть своя вертикаль власти и стандарты работы, которые они должны соблюдать.

6. Предоставить акимам право приостановления (либо отмены) решений айыл окмоту в случае нарушения законности.

Ответ: Здесь идет подмена полномочий прокурора и судов.

7. Ввести обязательность согласования с акимами различных проверок на территории района, которых осуществляется проверяющими органами, за исключением возбужденных уголовных дел.

Ответ: Такая практика используется при проверке предпринимателей, когда проверяющий орган должен получить разрешение на проверку со стороны Министерства экономики (за исключением налоговых проверок ). Зачем акиму это нужно? Это прямое нарушение закона.

8. Повысить кадровый потенциал аппаратов районных государственных администраций, поскольку нынешнее количество работников райадминистраций (16 – 20 человек) не позволит эффективно решать новые задачи и соответствовать возрастающим требованиям к роли и ответственности акимов.

Ответ: Повышение качества через количество не всегда дает ожидаемый результат, не раздувайте и без того раздутый штат государственных чиновников. Здесь необходимо просто провести инвентаризацию структуры, задач, функций и полномочий работников райадминистраций.

9. Восстановить районный бюджет поскольку в свое время ликвидация районных бюджетов привела к невозможности формировать и реализовывать программы социально-экономического развития и районов.

Ответ: На этот вопрос должен дать ответ Минфин и если у государства есть деньги, то пусть восстанавливают районные бюджеты, но права перераспределять средства местных бюджетов у районного уровня быть не должно. Даже тогда когда были районные бюджеты, они не имели ничего общего с программами социально-экономического развития района.

10. Улучшить материально-техническое обеспечение деятельности аппаратов районных государственных администраций, включая увеличение размера заработной платы сотрудников аппаратов.

Ответ: Этот вопрос должен решаться Минфином, но в рамках данного вопроса хотелось бы отметить, что материально-техническое обеспечение деятельности аппаратов районных государственных администраций должно быть такой же, как и у исполнительной власти органов местного самоуправления.

11. Передать районным администрациям право управлять землями на территории района, включая пастбищные угодья.

Ответ: Это мы уже проходили и были времена, когда пастбища распределял аким и губернатор, что привело к коррупционным схемам и отсутствию каких либо поступлений от использования данных земель - пастбищ.

12. Создать механизмы взаимодействия акимов с местными сообществами и органами местного самоуправления. Данная мера направлена на построение эффективного диалога «власть – население».

Ответ: Данные механизмы взаимодействия уже определены законами.

Эксперт по муниципальным финансам к.э.н. Карасартова Р.Р.

Эксперт по муниципальному управлению Мелис Тологонов