Форум
Всего тем: 2
Всего сообщений: 1
Новое на форуме

Правительство посчитало нужным обсудить с представителями МСУ и бизнесом законопроект о создании СЭЗ «Баткен» (заключение)

Tazabek До принятия законопроекта о свободной экономической зоне «Баткен целесообразно обсудить его с представителями органов местного самоуправления, на территории которых планируется создание СЭЗ «Баткен», и предпринимателями — для анализа потенциальных выгод и потерь, а также в целях определения размеров отчислений генеральной дирекции СЭЗ «Баткен» в местные бюджеты, предусмотренных статьей 6 закона Кыргызской Республики «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике». Об этом говорится в заключении правительства на указанный законопроект, опубликованный Министерством юстиции КР.

При этом, учитывая, что законопроект затрагивает деятельность субъектов предпринимательства, работающих на территории Баткенской области, надо также провести анализ регулятивного воздействия на деятельность субъектов предпринимательства, говорится в заключении.

Законопроект инициирован депутатами Жогорку Кенеша Аллой Измалковой (СДПК), Жусупали Исаевым (СДПК), Улугбеком Кочкоровым («Ата-Журт»), Назарали Ариповым («Республика»), Каныбеком Иманалиевым («Ар-Намыс»), Бакытом Торобаевым (депутатская группа «Өнүгүү», Ташполотом Балтабаевым («Ата Мекен»).

Основной целью проекта законопроекта является содействие социально-экономическому развитию отдаленных городов Баткен, Сулюкта и труднодоступных Баткенского и Лейлекского районов Баткенской области.

1. В соответствии со статьей 12 закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» не допускается включение в преамбулу нормативных предписаний. В связи с этим преамбулу законопроекта, определяющую предмет регулирования нормативного правового акта, необходимо оформить в виде отдельной статьи.

2. Частью 1 статьи 2 законопроекта предлагается установить, что отношения, возникающие в связи с деятельностью свободной экономической зоны «Баткен» (СЭЗ «Баткен») и регистрацией юридических лиц в качестве субъектов СЭЗ «Баткен», регулируются настоящим законом, законом КР «О свободных экономических зонах», налоговым и таможенным законодательством, положением о СЭЗ «Баткен», иными нормативными правовыми актами КР и международными договорами, участницей которых является КР.

Понятия «законодательство» и «нормативный правовой акт» являются обобщенными понятиями и носят расплывчатый характер, предоставляющий возможность широкой трактовки, сказали в правительстве. Так, в соответствии со статьей 2 закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» под законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, а под нормативным правовым актом — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа, органа местного самоуправления или путем референдума, направленный на установление, изменение или отмену норм права. При этом статьей 5 названного закона определен исчерпывающий перечень нормотворческих органов, обладающих правом принятия нормативных правовых актов только в сфере их компетенции. В связи с этим полагаем целесообразным конкретизировать нормативные правовые акты и субъект, который должен их принять, а в заключительных положениях законопроекта — предусмотреть поручение такому субъекту о принятии соответствующих актов.

3. В соответствии со статьей 6 Конституции КР вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является КР, являются составной частью правовой системы КР. При этом прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров имеют нормы исключительно международных договоров по правам человека. В связи с чем, в статье 2 законопроекта правительство предложило:

- в части 1 после слов «иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики,» дополнить словами «а также вступившими в установленном законом порядке в силу»;

- часть 2 исключить.

4. Согласно статье 3 закона КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» цели создания СЭЗ определяются вышеназванным законом и законами о СЭЗ.

В связи с этим, в статье 3 законопроекта слова «и в иных целях» необходимо исключить и указать исчерпывающий перечень целей создания СЭЗ «Баткен».

5. Статьей 5 законопроекта предусматривается, что срок функционирования СЭЗ «Баткен» — до 31 декабря 2040 года, т.е. с учетом текущего года — 25 лет. Однако, учитывая, что целями создания СЭЗ «Баткен» являются социально-экономическое развитие, привлечение инвестиций, создание и развитие производств, транспортной инфраструктуры, туризма, санаторно-курортной сферы, данный срок крайне непривлекателен для привлечения долгосрочных инвестиций, сказали в правительстве.

6. Статья 8 законопроекта определяет компетенцию правительства Кыргызской Республики в сфере деятельности СЭЗ «Баткен», к которой в том числе относится назначение генерального директора СЭЗ «Баткен» и его заместителей.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 18 конституционного закона КР «О правительстве Кыргызской Республики» и статьей 9 закона КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике» назначение и освобождение генеральных директоров СЭЗ и их заместителей отнесено к полномочиям премьер-министра Кыргызской Республики, говорится в заключении.

7. Определение «Субъект СЭЗ «Баткен», предусмотренное статьей 10 законопроекта, не соответствует аналогичному определению, изложенному в статье 1 законопроекта. При этом, во избежание дублирующих положений необходимо определить единое понятие «Субъект СЭЗ «Баткен» и указать его в статье 1 законопроекта, определяющей понятийный аппарат.

8. Кроме того, внутренние противоречия имеются также между частью 2 статьи 10 и статьей 15 законопроекта.

При этом, принимая во внимание положения части 10 статьи 11 закона КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике», в соответствии с которой со дня вступления в силу данного закона субъектом СЭЗ, созданной с целью ускоренного развития региона, может стать юридическое лицо, впервые зарегистрированное на территории административно-территориальной единицы, в пределах которой расположена СЭЗ, статью 15 законопроекта необходимо исключить.

9. Учитывая, что в законопроекте не предусмотрено условие ограждения территории СЭЗ «Баткен» и она будет располагаться в существующих административных границах городов Баткен, Сулюкта, Баткенского и Лейлекского районов Баткенской области, считаем необходимым указать в законопроекте норму о том, что территория месторасположения каждого субъекта СЭЗ «Баткен» подлежит обязательному ограждению в целях обеспечения таможенного контроля, в соответствии с требованиями статьи 6 закона КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике».

При этом, поскольку в соответствии с вышеназванной статьей закона СЭЗ создаются на специально выделенных территориях, предлагаем более конкретно определить территорию данной СЭЗ.

В то же время, для полноценного развития и функционирования СЭЗ, создания соответствующей инфраструктуры и обустройства территории, а также проведения мероприятий по привлечению инвесторов и других мероприятий потребуются финансовые средства.

Однако информация о наличии источников финансирования и соответствующие финансово-экономические расчеты отсутствуют, указали в правительстве. В соответствии со статьей 26 закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» нормативные правовые акты, реализация которых влечет финансирование из государственного бюджета, не подлежат принятию до определения по ним источника финансирования.

11. В целом положения законопроекта в основном дублируют нормы закона КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике».

Вместе с тем, в соответствии со статьей 8 названного закона в законе о СЭЗ должны быть определены цель создания СЭЗ, ее тип, характер планируемой в ней деятельности, границы СЭЗ, сроки функционирования, источники финансирования и перечень приоритетных видов деятельности.

12. В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Кыргызской Республики деятельность субъектов СЭЗ, соответствующая требованиям, предъявляемым законом КР «О свободных экономических зонах в Кыргызской Республике», освобождается от всех видов налогов. В этой связи, наиболее ощутимые потери налоговых поступлений понесут местные бюджеты, так как от субъектов СЭЗ не будет поступлений по земельному налогу, налогу на имущество и налогу с продаж.

«На основании вышеизложенного, считаем нецелесообразным принятие проекта закона Кыргызской Республики «О свободной экономической зоне «Баткен» в представленной редакции», - говорится в заключении правительства.

http://www.tazabek.kg/news:381932