Форум
Всего тем: 2
Всего сообщений: 1
Новое на форуме

Правительство внесет на рассмотрение в парламент пакет законопроектов, направленных на повышение эффективности управления территориями

13 июня, на заседании Правительства, прошедшего под председательством Премьер-министра Кыргызской Республики Жанторо Сатыбалдиева, был рассмотрен вопрос о проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики».

В ходе обсуждения Премьер-министр Ж.Сатыбалдиев подчеркнул, что пакет законопроектов направлен на укрепление вертикали власти, обеспечение единства государственной власти на всех территориальных уровнях, условий для проведения единой государственной политики по социально-экономическому развитию территорий, исполнения национальных и государственных программ, а также достижения оптимального сочетания централизованного государственного управления и децентрализованного местного самоуправления.

По данному вопросу с докладом выступил директор Государственной кадровой службы КР Аалы Азимов.

Данный законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в законы Кыргызской Республики «О местной государственной администрации», «О местном самоуправлении», «О государственной службе», «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике», «О выборах депутатов местных кенешей», «О финансово-экономических основах местного самоуправления» и Земельный кодекс Кыргызской Республики.

Основные причины преобразований:

Ослабление управляемости на территориях;

Отсутствие целостности и связанности системы государственного управления;

Не построены действенные механизмы взаимодействия с органами местного самоуправления и местным сообществом. Местные сообщества недостаточно вовлечены в процесс принятия решений;

Дисбаланс ответственности и полномочий звеньев территориального управления (особенно районных администраций) не позволяет решать вопросы социально-экономического развития территорий.

Цели преоброзований:

Усиление государственного управления с опорой на органы местного самоуправления и гражданское общество;

Наполнить реальным содержанием предметы ведения, полномочий и ответственности базового звена территориального управления - районные государственные администрации.

Аалы Карашев отметил, что практика показывает, что действующая система управления территориями разбалансирована по полномочиям и ответственности.

На районные и областные звенья возлагаются большие требования по обеспечению исполнения показателей развития территорий. Однако ни главы районных государственных администраций – акимы, ни полномочные представители Правительства Кыргызской Республики не обладают ни полномочиями, ни функциональным подкреплением, ни финансовыми возможностями для исполнения поставленных задач.

Проекты законов предполагают 12 основных изменений политического, административного, финансово-экономического и коммуникативного характера.

Так, в проектах законов предполагаются следующие изменения.

1. Восстановить районные кенеши, упразднив малоэффективные совместные заседания местных кенешей, состоящие из всех депутатов айылных кенешей соответствующего района. Предлагается избирать депутатов районных кенешей по мажоритарной системе, число которых будет составлять 35 депутатов.

2. Восстановить институт губернатора.

3. Модифицировать процедуру назначения акимов районов, определив четкий порядок назначения и освобождения по предложению районного кенеша.

4. В целях обеспечения взаимодействия на местах предлагается усилить роль акимов при избрании глав айыл окмоту. При этом предлагается, что главы айыл окмоту будут избираться айылными кенешами представляемых акимов не менее 3 кандидатур.

5. Передать в ведение местных государственных администраций территориальные подразделения министерств и административных ведомств, за исключением правоохранительных органов и усилить кадровые полномочия акимов.

Согласно статье 83 Конституции Кыргызской Республики исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляют Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации.

Статьей 91 Конституции установлено, что исполнительную власть на территории соответствующей административно-территориальной единицы осуществляет местная государственная администрация.

Если конституционно определено, что местная государственная администрация является частью исполнительной власти на уровне района целесообразность передачи территориальных подразделений министерств и административных ведомств конституционно вполне обоснованно. Данное предложение усилит местную власть, даст значительный эффект работы местной государственной администрации с народом, поскольку институт местной государственной администрации сегодня является ближе к народу.

Местная государственная администрация соответственно с переданными территориальными подразделениями министерств и административных ведомств будет реализовывать государственную политику выработанную центром.

В свою очередь министерства и административные ведомства будут ответственны за выработку политики, организации методического обеспечения, и за вопросы координации и контроля за ходом реализации политики.

При этом руководители переданных органов будут назначаться, и освобождаться от должности акимом района. Таким образом, аким района реально становится главным государственным должностным лицом на вверенной территории. Привлечение акима района будет осуществляться с согласия Премьер-министра Кыргызской Республики.

6. Предоставить акимам право приостановления (либо отмены) решений айыл окмоту в случае нарушения законности.

7. Ввести обязательность согласования с акимами различных проверок на территории района, которых осуществляется проверяющими органами, за исключением возбужденных уголовных дел.

8. Повысить кадровый потенциал аппаратов районных государственных администраций, поскольку нынешнее количество работников райадминистраций (16 – 20 человек) не позволит эффективно решать новые задачи и соответствовать возрастающим требованиям к роли и ответственности акимов.

9. Восстановить районный бюджет поскольку в свое время ликвидация районных бюджетов привела к невозможности формировать и реализовывать программы социально-экономического развития и районов.

10. Улучшить материально-техническое обеспечение деятельности аппаратов районных государственных администраций, включая увеличение размера заработной платы сотрудников аппаратов.

11. Передать районным администрациям право управлять землями на территории района, включая пастбищные угодья.

12. Создать механизмы взаимодействия акимов с местными сообществами и органами местного самоуправления. Данная мера направлена на построение эффективного диалога «власть – население».

Отдел информационного обеспечения

Аппарата Правительства КР

Проект закона.doc