Rita в тему «Установление жесткой вертикали власти НАЧАТО!!!» [26 Марта 2013]
Rita в тему «Установление жесткой вертикали власти НАЧАТО!!!» [26 Марта 2013]
Состоялся Национальный семинар практикующего сообщества финансистов ОМСУ, посвященный изучению практических вопросов по улучшению управления доходным потенциалом МСУ через инвентаризацию и администрирование доходов поступающих в местные бюджеты Кыргызской Республики.
Дата: 13 – 14 февраля 2013 г.
Место: отель «Holiday», город Бишкек, Кыргызстан
Цели Национального семинара:
Главной целью Национального семинара было создание практикующего сообщества финансистов ОМСУ в КР и предоставление финансовым специалистам возможности обмена опытом в области улучшения управления доходным потенциалом МСУ.
В ходе семинара участникам семинара была представлена возможность ознакомиться с положительными результатами по инвентаризации имущества и увеличению доходного потенциала МСУ, обсудить насущные вопросы, касающиеся процесса бюджетирования с финансистами айильных аймаков (АА), представителями Министерства финансов, а также с привлеченными экспертами.
Результаты Национального семинара:
Первый день
В начале первого дня работы представители Базаркоргонского, Нижне-Аларчинского, Акчийского АА и г. Ташкомур рассказали о своих успехах остальным участникам, после чего состоялись дискуссии вокруг следующих вопросов, которые участники сочли наиболее интересными:
1. При проведении политики децентрализации в 2007 году 10 пилотным АА были передано право администрирования местных налогов. Представитель одного из пилотных АА (Нижне-Аларчинский АА) рассказала другим участникам мероприятия об опыте администрирования местных налогов. Участникам мероприятия был особо интересен опыт взаимодействия АА с УГНС, Казначейством и банками обслуживающие счета АА. Также были заданы вопросы, касающиеся порядка исчисления и уплаты налогов и учета налогоплательщиков.
2. При презентации успешного опыта Акчийского АА был проявлен наибольший интерес со стороны участников в отношении вопроса инвентаризации земель. В данном АА по результатам инвентаризации было выявлено 9000 га неучтенных ранее пастбищ. Презентующий рассказал участникам, как были достигнуты данные результаты.
3. Презентация успешного опыта Базаркоргонского АА и г. Ташкомур касалось путей решения проблем по управлению земель ФПС и управления доходным потенциалом АА. В результате проведения жесткой политики управления землями ФПС и проведения регистрации предприятий осуществляющих деятельность на территории АА в своем муниципалитете было достигнуты хорошие результаты по повышению доходного потенциала АА.
Дискуссии в малых группах:
Группа которая в рамках дискуссий в малых группах рассматривала вопросы инвентаризации налоговых источников, поступающих в местные бюджеты (местных и регулируемых налогов) обсудили проблему:
- Инвентаризации земель, которая проводилась в 90-е годы, и что интересно Госрегистр, который получал огромные деньги на системную регистрацию, сегодня не предоставляет каких либо скидок даже государственным и муниципальным органам управления;
- Отсюда же вытекает проблема разграничения земель между айильными аймаками, то есть проблема установления границ между административно-территориальными делениями;
- Существует проблема платности запросов к Госрегистру по имуществу 1, 2 группы, если это государственный орган почему муниципальный орган должен платить за истребование информации в целях уточнения данных по налогооблагаемым объектам и налогообложению;
- У органов МСУ нет права проводить хронометраж земель несельхозназначения, который может быть решен путем передачи прав администрирования местных налогов органам МСУ, поэтому необходимо отправить официальный запрос в соответствующие госорганы и получить ответ, который потом можно будет перепроверить;
- Не решена проблема перевода земли из одной категории в другую. К примеру, при осуществлении предпринимательской деятельности уплачивается земельный налог по ставке земель с приусадебных участков, в то время как должен уплачиваться налог с земель несельхозназначения, а это влияет на поступления средств в бюджет;
- Для полного учета налогооблагаемого имущества, не отлажена система взаимообмена информацией между различными госорганами и ОМСУ, например: автотранспортное средство снимают с учета по справке АО, а на учет ставится без какого либо уведомления и несвоевременно;
- Проблема недобора поступлений земельного налога вызвана тем, что предприятия, заводы которые обанкротились не могут оплатить земельный налог несельскохозяйственного назначения, а также много случаев когда хозяева земель несельскохозяйственного назначения разъехались, отдав земли в аренду, а арендаторы отказываются от уплаты земельного налога;
- Самой большой проблемой расщепления общегосударственных налогов является их поступление в соответствующий муниципалитет: например, налог с продаж собирается работниками РЭС, который расположен в районном центре и от общей суммы сбора налог зачисляется в тот муниципалитет где расположен РЭС (налоговая и учетная регистрация налогоплательщика), следовательно, необходимо рассмотреть вопрос введения дополнительной графы в платежные документы «код муниципалитета/название муниципалитета», чтобы данные налоги зачислялись в муниципалитет где был произведен платеж;
- Невозможно запланировать поступление неналоговых поступлений, там не отработан механизм учета и поступления данного платежа в соответствующий муниципалитет. Очень часто госпошлина поступает в муниципалитет районного центра, так как там находится нотариус и суды;
- Имеются проблемы с аккумулированием сбора за вывоз мусора: установление ставки, деньги собранные за вывоз мусора недостаточны для уборки муниципалитета;
- Взаимоотношения и взаимообмен информацией между ГНС и другими госорганами урегулирован законодательством, а вот с органами местного самоуправления пока нет. Без взаимообмена информацией не будет качественного планирования;
- Вопрос с административными штрафами не решен, т.е. ОМСУ не могут сами вводить систему штрафных санкций, а те которые законодательно закреплены в Административном кодексе – поступают в республиканский бюджет;
Порядка пятидесяти участников из разных АА всех 7 регионов страны обменялись опытом управления доходным потенциалом АА. В частности дискуссии в малых группах касались налоговых и неналоговых доходов АА (задания для малых групп вы можете найти ниже). По результатам обсуждений были выработаны предложения и рекомендации по улучшению доходного потенциала ОМСУ:
1) Поднять перед Правительством вопрос о предоставлении каких либо скидок государственным и муниципальным органам управления при получении услуги госрегистра;
2) Решить законодательно вопрос взаимообмена информацией между госорганами и ОМСУ (ГНС, Казначейство, Госрегистр, СФ и т.д.);
3) Найти средства для проведения работ по разграничению земель между айильными аймаками, то есть установить границы между административно-территориальными делениями;
4) Проблему уточнения объемов налогооблагаемой базы можно решить путем передачи прав администрирования местных налогов органам МСУ и законодательно закрепить вопрос взаимообмена информацией между госорганами и органами местного самоуправления.
5) Вместе с решением проблемы планирования посредством передачи прав администрирования местных налогов органам МСУ, возникнут ряд проблем: МСУ возьмут на себя право подавать на неплательщика в суд, обращать имущество на взыскание долга (а там не за горами проблема найма юриста в штат МСУ и т.д.)
6) Необходимо на высоком Правительственном уровне решить вопрос расщепления таких общегосударственных налогов как подоходный налог удерживаемый налоговым агентом и налога с продаж между муниципалитетами, где необходимо рассмотреть вопрос введения дополнительной графы в платежные документы «код муниципалитета/название муниципалитета», чтобы данные налоги зачислялись в муниципалитет где был произведен платеж;
7) Необходимо решить вопрос с административными штрафами: либо наделить ОМСУ правами административного взыскания, или некоторые штрафы направить в местный бюджет;
Второй день
В начале второго дня Национального семинара участники семинара были ознакомлены с функциями Наблюдательного совета Сети МСУ, Регламентом Сети МСУ, а также были ознакомлены с последними нововведениями по увеличению доходного потенциала МСУ.
Участники семинара провели обсуждение по наиболее интересующим им темам, которые они хотели бы обсудить в последующих мероприятиях. Озвученные темы касались, не только с функциональными обязанностями финансистов ОМСУ, но были также обозначены проблемы касающиеся деятельности глав АА и депутатов местных кенешей:
1. Переход на программное бюджетирование. Представители Ивановского АА выразили готовность к переложению своего бюджета на программный принцип бюджетирования.
2. Установка налогового учета в АА. Участники семинара предложили провести совместные мероприятия с Казначейством и ГНИ в рамках малых визитов на районном или областном уровне.
3. Эффективное взаимодействие исполнительного и представительного органа МСУ. Участники семинара предложили организовать обучение депутатов бюджетных комиссий для улучшения знаний в области бюджетного процесса и четкого определения их полномочий и обязанностей в рамках малых визитов.
4. Обязанности и полномочия глав АА.
5. Осуществление делегированных полномочий ОМСУ.
6. Конкурсный отбор сотрудников АА и система повышения их квалификации. Представитель Министерства финансов КР предложил организовать обучение муниципальных служащих с привлечением в данную деятельность Государственную кадровую службу, Минфин, профильные университеты и неправительственные организации работающих в сфере МСУ.
7. Эффективное ведение учета расходной и доходной части бюджета.
8. Конструктивное взаимодействие с контролирующими органами.
9. Исчисление и калькуляция расходных обязательств: уголь, соц. обеспечение и т.п.
10. Реестр государственных и муниципальных услуг.
11. Муниципальный заказ - правильное размещение объявления о тендере в интернет портале www.zakupki.gov.kg. В рамках данного вопроса, представитель Минфина предложил организовать обучение в отделе по государственным закупкам Министерства финансов КР.
Хотелось бы особо отметить то, что во время обсуждения наиболее актуальных вопросов касающихся системы МСУ была проявлена готовность в организации последующих мероприятий со стороны финансовых специалистов ОМСУ, представителей Министерства финансов и Жогорку Кенеша.
По результатам второго дня Национального семинара сообщество финансистов Сети МСУ самостоятельно избрало рабочую группу в состав которой вошли 10 НачФО (список членов рабочей группы можно найти ниже), основными задачами которой являются:
• Содействие в проведении мероприятий по обмену опытом и в организации обучающих визитов;
• Распространение успешного опыта в близлежащие муниципалитеты.
Ожидается, что данная рабочая группа будет активно вовлекаться в организацию дальнейших мероприятий по обмену опытом между ОМСУ.
P.S. В рамках вопроса обучения вновь избранных депутатов местных кенешей Секретариат Сети МСУ уже провело 10 малых обучающих визитов в Нарынской, Баткенской, Ошской, Джалал-Абадской областях. По вопросу конструктивного взаимодействия с контролирующими органами планируется в начале июня 2013 года провести пилотное мероприятие в Ысык-Атинском районе Чуйской области. На данное мероприятие помимо всех начальников финансового управления айыльного аймака придут представители государственных структур: Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, АКС ГКНБ, ГНС, Социального фонда, Госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями.
Целевая группа: Список участников Национального семинара_13.02.2013.pdf
Язык: Встреча проходила на кыргызском и русском языках.
Контакт:
По всем вопросам и за дополнительной информацией обращаться:
Рита Карасартова
E-mail: koom.kg@gmail.com
Тел.: +996 312 66 33 55