Аноним [3 Февраля 2022]
Можно ли рассматривать анонимные заявления? Осуществляют ли органы прокуратуры проверки по анонимным заявлениям?
Ответ:
Уважаемый Аноним, в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона КР «О порядке рассмотрения обращений граждан», письменное обращение гражданина, в котором не указаны его фамилия и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, признается анонимным и рассмотрению не подлежит. Поэтому органы прокуратуры не вправе рассматривать анонимные заявления. С уважением, Мелис Зарлыкович.
Аноним [3 Февраля 2022]
Когда граждане жалуются по каким-либо поводам на работу айыл окмоту в соответствующие государственные органы, эти органы могут провести проверку. При этом проверка часто проводится в отношении всей работы МСУ в целом, а не только по вопросу, в отношении которого поступила жалоба. Правомерно ли проверять всю деятельность целиком или государственные органы должны ограничиться только вопросом, вызвавшим недовольство жалобщика?
Ответ:
Уважаемый Аноним, в первую очередь проверяющие должностные лица должны ознакомить вас с доводом заявителя и провести проверку фактов и нарушений законодательства по доводам заявителя. Проверяющие органы не имеют права выходить за рамки доводов заявителя, но если для проверки доводов заявителя потребуется рассмотрение других вопросов, то проверяющие органы вправе производить проверку деятельности органов МСУ в части, непосредственно касающейся содержания заявления. С уважением, Мелис Зарлыкович.
Бухгалтер [2 Февраля 2022]
Имеют ли право депутаты айылного кенеша в лице постоянной бюджетной комиссии проверять всю бухгалтерскую деятельность айыл окмоту?
Ответ:
Уважаемый бухгалтер, депутаты айылного кенеша в лице постоянной бюджетной комиссии проверять всю бухгалтерскую деятельность айыл окмоту не имеют право. В соответствии с Законом КР «О местном самоуправлении» (ч. 10 ст. 32), постоянные комиссии местного кенеша не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций и учреждений, расположенных на подведомственной территории. Более того, согласно Закону «О статусе депутатов местных кенешей» (ст. 12), депутат местного кенеша вправе ставить в местном кенеше и его постоянных комиссиях вопрос о необходимости проведения проверки деятельности расположенных на его территории предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также деятельности государственных органов и органов объединений граждан, за исключением финансово-хозяйственной деятельности. Местный кенеш вправе рекомендовать уполномоченным государственным органам провести проверки по фактам, изложенным депутатами. О результатах проверок и предложений по ним уполномоченный государственный орган информирует местный кенеш или его орган, по рекомендации которых осуществлялись эти проверки. По результатам проверок уполномоченным государственным органом вносится предложение об устранении выявленных недостатков и нарушений руководителям (собственникам) предприятий, учреждений, организаций и органов, деятельность которых проверялась, а также вышестоящим органам, ставится вопрос о привлечении к ответственности лиц, по вине которых произошло нарушение. С уважением, Мелис Зарлыкович.
Сотрудник айыл окмоту [2 Февраля 2022]
Из-за существующего дефицита кадров персоналу айыл окмоту нередко приходится работать сверхурочно, по субботам и воскресеньям. Должна ли работа в выходные дни оплачиваться дополнительно?
Ответ:
Уважаемый сотрудник айыл окмоту, согласно статьям 90, 100, 101, 114 и 115 Трудового кодекса КР, для работников айыл окмоту режим рабочего времени ограничен пятидневной рабочей неделей с двумя выходными днями, в общей сложности продолжительность рабочего времени не должна превышать в течение недели 40 часов, т.е. по 8 часов в день. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни, как правило, запрещается. Привлечение сотрудников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни должно производиться с их письменного согласия. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя, т.е. по приказу главы айыл окмоту. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни должна компенсироваться по соглашению сторон в форме:
предоставления работнику другого дня отдыха; или присоединения к трудовому отпуску дополнительного дня отдыха; либо в денежной форме, не менее чем в двойном размере. С уважением, Мелис Зарлыкович.
Ответственный секретарь [2 Февраля 2022]
Проверяется ли при осуществлении плановой проверки органами прокуратуры деятельность айылного кенеша или проверке подлежит только деятельность айыл окмоту?
Ответ:
Уважаемый ответственный секретарь, поскольку айылный кенеш принимает нормативные правовые акты, определяет политику решения той или иной задачи, которая реализуется исполнительным органом (айыл окмоту), проверке подлежит деятельность и айылного кенеша, и его исполнительного органа. При проверках часто встречаются факты незаконного вынесения постановлений айылного кенеша, например, многие айылные кенеши своим постановлением налагают административные штрафы, что незаконно. Административные штрафы налагаются административной комиссией, согласно Кодексу об административной ответственности. Также часто случается, что постановления айылных кенешей не опубликовываются и не направляются в Министерство юстиции для включения в реестр НПА, соответственно, такие постановления не имеют законной силы. С уважением, Мелис Зарлыкович.
Калича [31 Января 2022]
Школьников привлекают к субботникам в селе, родители недовольны. Законно ли привлечение школьников к субботникам, организуемым органами МСУ?
Ответ:
Уважаемая Калича, законодательство запрещает привлекать детей к субботникам или иной работе. Статья 15 Кодекса о детях более детально регламентирует данное ограничение. Запрещается принимать или привлекать ребенка для выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Запрещается эксплуатация детского труда в наихудших формах проявления, а также принудительный труд детей в любой форме на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в том числе в кооперативах, крестьянских и фермерских хозяйствах. Запрещается применение детского труда на работах с вредными или опасными условиями труда, в подземных работах, в ночное время, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных развлекательных заведениях, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами и т.д.).Запрещаются поднятие, переноска и перемещение детьми тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. При этом перечень работ, на которых запрещается применение детского труда, а также предельные нормы тяжестей, утверждаются Правительством Кыргызской Республики. Детский труд допускается только в рамках трудовой практики, в соответствии с ежегодно утверждаемым Министерством образования КР Базисным учебным планом общеобразовательных организаций Кыргызской Республики. Любые другие формы детского труда незаконны и могут стать предметом разбирательства и санкций.
С уважением, Мелис Зарлыкович.
Нурлан [31 Января 2022]
В средней школе сокращена должность электрика, которая оплачивалась за счет районного отдела образования, рекомендовали оплачивать из средств местного бюджета, если да, то каким образом?
Ответ:
Уважаемый Нурлан, исчерпывающий перечень штатной численности аппарата айыл окмоту утвержден постановлением Правительства КР «Об утверждении типовой структуры и штатной численности исполнительного органа МСУ КР» от 5 августа 2011 года, №451, которым рекомендовано органам местного самоуправления воздержаться от набора штатных работников с содержанием их за счет специальных средств или иных источников финансирования. Более того, согласно постановлению Правительства КР «Об утверждении примерных типовых штатов учреждений образования» от 30 сентября 1995 года, N 404, штат рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования (электрик, сантехник и т.д.) закреплен за образовательным учреждением. Соответственно, органы МСУ не могут содержать штат электрика для средней школы и оплачивать его заработную плату из средств местного бюджета. С уважением, Мелис Зарлыкович.
Андрей [31 Января 2022]
Имеет ли право айыл окмоту оплачивать из местного бюджета командировочные расходы призывникам?
Ответ:
Уважаемый Андрей, органы МСУ не имеют права оплачивать из местного бюджета командировочные призывникам. Законодательством запрещается финансирование командировочных расходов частных лиц (призывников) из средств местного бюджета (заработная плата, командировочные и др. расходы).
Согласно статье 14 Закона КР «О всеобщей воинской обязанности граждан Кыргызской Республики, о военной и альтернативной службах», в обязанности исполнительного органа местного самоуправления по воинскому учету входит следующее:
• обязаны оповещать призывников и военнообязанных о вызове их в районные (городские) военные комиссариаты и обеспечивать их своевременное прибытие;
• осуществлять регистрацию (снятие с регистрации) военнослужащих, военнообязанных и призывников по месту жительства при наличии в военно - учетных документах отметок соответствующих районных (городских) военных комиссариатов о принятии на воинский учет (снятии с воинского учета);
• представлять в районные (городские) военные комиссариаты сведения о количественном и качественном составах военнообязанных, призывников и допризывников;
• оказывать помощь в принятии допризывников на воинский учет, проведении призыва граждан на военную службу и военные сборы;
осуществлять контроль за соблюдением гражданами правил воинского учета. С уважением, Мелис Зарлыкович.
Самат Анарбекович [31 Января 2022]
21 депутаттуу айылдык кенештин катчысынын айлыгы кайсы бюджеттен толонот.
Ответ:
Урматтуу Самат Анарбекович, жергиликтүү мамлекеттик администрация жана жергиликтүү өз алдынча башкаруу органдары жөнүндө мызамынын 38-берене. «Жергиликтүү кеңештердин ишин уюштуруучулук жактан камсыз кылуу»
3 пункт. Шаардык кеңештердин аппараттарынын ишин материалдык-техникалык жактан камсыз кылуу төмөнкүлөргө жүктөлөт:
1) шаарларда жана айылдык аймактарда - жергиликтүү өз алдынча башкаруунун аткаруу органдарына;
2) райондордо - жергиликтүү мамлекеттик администрацияларга.
Ошондуктан айылдык кенештин катчысынын айлыгы жергиликтуу бюджеттен толонот.
Сизди терен урматтоо менен, Мелис Зарлыкович.
Аноним [29 Января 2022]
На каких основаниях айыл окмоту может брать на баланс, в муниципальную собственность, мечети? Жители АА поднимают вопросы о содержании мечетей (текущий ремонт, коммунальные услуги), а один из депутатов проинформировал, что другие айыл окмоту содержат мечети и есть постановление ПКР об оплате коммунальных услуг и текущего ремонта мечетей за счет местного бюджета.
Ответ:
Уважаемый Аноним, айыл окмоту не вправе принимать мечети в муниципальную собственность, а также содержать здания мечетей, находящихся в собственности религиозных организаций или в собственности частных лиц. В случае, если здание, находящееся в муниципальной собственности, было передано в аренду религиозным организациям для совершения молитв, вопросы оплаты коммунальных услуг и текущего ремонта предусматриваются договором о сдаче в аренду. В случае поступления в установленном законодательством порядке здания мечетей в муниципальную собственность, айыл окмоту не вправе использовать такие здания в качестве мечети и в других религиозных целях, поскольку религия от государства отделена. Запрещается вмешательство религиозных объединений и служителей культов в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. С уважением, Мелис Зарлыкович.