Асанбек [31 Октября 2021]
Какие налоги и сборы должны платить в местный бюджет компании, добывающие инертные материалы в карьерах, расположенных на территории айылного аймака?
Ответ:
Уважаемый Асанбек, от компаний, добывающих полезные ископаемые, в местный бюджет поступают:
• налог за пользование недрами (роялти);
• платеж за удержание лицензии на право пользования недрами.
Налог за пользование недрами. 50% налога за пользование недрами (роялти, за исключением стратегических полезных ископаемых: золото, нефть, газ) отчисляется в соответствующие местные бюджеты городов и айылов по месту их разработок. В соответствии со ст. 310 Налогового кодекса КР, ставка роялти устанавливается от объема отбираемой воды в натуральном выражении, за исключением специализированных организаций водоснабжения, в следующих размерах (см. таблицу). Ставка роялти устанавливается от выручки, полученной от реализации:
• на золото, серебро и платину с учетом прироста запасов:
• для месторождений с запасами более 10 тонн - 5 процентов;
• для месторождений с запасами от 3 до 10 тонн - 3 процента;
• для месторождений с запасами менее трех тонн - 1 процент;
• для специализированных организаций водоснабжения - в размере 5 процентов;
• на гипс - в размере 6 процентов;
• на природные камни для производства облицовочных материалов - в размере 12 процентов;
• на уголь каменный, бурый - в размере одного процента.
Ставка роялти на реализованные полезные ископаемые или продукты их переработки, не предусмотренная частями 1 и 2 настоящей статьи, устанавливается в размере трех процентов от налоговой базы, исчисленной в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 309 Налогового кодекса. Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами. Законом о неналоговых платежах устанавливается платеж за удержание лицензии на право пользования недрами. Платеж за удержание лицензии на право пользования недрами вносится недропользователем, получившим право на поиск и/или разведку и/или разработку месторождений полезных ископаемых в Кыргызской Республике.
Порядок и сроки уплаты сумм платежа за удержание лицензии на право пользования недрами устанавливаются Правительством КР в соответствии с Законом КР «О недрах». Суммы от платежей за удержание лицензии поступают в бюджеты органов местного самоуправления. В случае если лицензионная площадь или ее часть не входит в границы айылного аймака, города, то платежи за удержание лицензии на право пользования недрами данной площади направляются в республиканский бюджет. Сроки уплаты отчислений за удержание лицензии лицензиат, получивший лицензию на право пользования недрами, в течение 30 календарных дней со дня получения лицензии должен оплатить платеж за первый год действия лицензии на право пользования недрами. В дальнейшем оплата платежа производится на ежеквартальной основе. Общий размер платы за год распределяется пропорционально по месяцам, и лицензиат производит уплату платежа не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Зарина [29 Октября 2021]
Уважаемый Мелис Зарлыкович. В законе о пастбищах указано, что плата за пользование пастбищами должно утверждаться местными кенешами. Какие документы необходимы для утверждения платы за пользования пастбищами? Должен ли айылный кенеш утверждать бюджет жайыт-комитета (пастбищного комитета)? Должен ли жайыт-комитет отчитываться об исполнении бюджета перед кенешем?
Ответ:
Уважаемая Зарина, согласно статьи 4 Закона КР «О пастбищах», ответственность и контроль за управлением государственными пастбищными угодьями, кроме права распоряжения, переданы органам местного самоуправления, которые, в свою очередь, делегировали полномочия по управлению и использованию пастбищ объединениям пастбищепользователей (жайыт комитетам). В то же время местный кенеш в рамках контрольных функций ежегодно утверждает:
• планы сообществ по использованию пастбищ;
• отчеты об их исполнении;
• а также плату за использование пастбищ.
Размер платы за право пользования пастбищными угодьями устанавливается ежегодно для каждой пастбищной системы и для каждого вида пользования пастбищами жайыт комитетом, не ниже налоговой базовой ставки с учетом оптимальной нагрузки, включается в ежегодные планы использования пастбищ и утверждается местным кенешем. Размер платы за пользование пастбищами устанавливается в соответствии с Типовым положением о порядке установления платы за использование пастбищ (ПП КР от 7 июня 2016 года, № 307).
Согласно Типовому положению, размер оплаты за пользование пастбищами устанавливается ежегодно с учетом оптимальной нагрузки на единицу площади пастбищ, состояния их инфраструктуры, а также их продуктивности, отдаленности и других факторов. При утверждении платы за использование пастбищ местный кенеш вправе потребовать от жайыт комитета предоставления необходимых документов, доказывающих, что плата за использование пастбищ была установлена с учетом требований Типового положения о порядке установления платы за использование пастбищ. Также следует иметь в виду, что физические и юридические лица могут использовать пастбища в иных целях, не связанных с выпасом скота, то есть:
• для отдыха;
• для сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пищевых продуктов;
• для сбора лекарственно-технического сырья и пчеловодства;
• для участия в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
Размер платы за использование пастбищ в иных целях устанавливается в соответствии с Типовым положением о порядке предоставления права пользования пастбищными ресурсами в иных целях, не связанных с выпасом скота, (ПП КР от 13 сентября 2013 года, №515). Важно отметить, что местный кенеш не утверждает бюджет жайыт комитета, но утверждает размер платы за право пользование пастбищами.
Часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая долю жайыт комитета, направляется на его содержание, улучшение и развитие пастбищ и пастбищной инфраструктуры. Часть платы за пользование пастбищными угодьями, составляющая с учетом оплаты налогов не менее одной третьей части общей доли местного самоуправления, направляется в местный бюджет.
Мыктыбек депутат [29 Октября 2021]
Каким образом передать спорткомплекс или мини-футбольное поле из муниципальной собственности в частное управление с тем, чтобы повысить эффективность и результативность работы объекта в интересах сообщества?
Ответ:
Уважаемый Мыктыбек, согласно статьи 3 Закона КР «О
муниципальной собственности на имущество», в муниципальной
собственности может находиться следующее имущество:
здания, оборудование и другое движимое имущество органов местного
самоуправления и предприятий, находящихся в их ведении;
объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма и др.
Спортивные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, в
соответствии со статьей 15 этого же Закона, могут быть предоставлены
физическим и юридическим лицам в пользование и аренду. Предоставление
объектов муниципальной собственности в пользование и аренду
производится путем проведения торгов, решениями местных кенешей. При
проведении торгов и заключении договоров об аренде или пользовании
недвижимым муниципальным имуществом (спортивным объектом) сроком
на один год и более применяются следующие процедуры:
айыл окмоту публикует объявление о своем намерении принимать заявки на
право аренды или пользования недвижимой муниципальной собственностью.
Письменное уведомление должно быть вывешено в общественных местах и
опубликовано в местных средствах массовой информации;
в объявлении указывается собственность, ее местонахождение и описание,
минимальная цена приобретения права аренды или пользования, условия или
ограничения, установленные на право аренды или пользования, время и
место проведения тендера. Объявление публикуется не позднее 30 дней до
даты проведения конкурса;
конверты с запечатанными в них заявками вскрываются публично в
доступном общественном месте. Право аренды или пользования
предоставляется лицу, предложившему наибольшую цену и
удовлетворяющему условиям, установленным для данной сделки.
Общественности сообщается о результатах конкурса, включая имя
(наименование) лица, выигравшего конкурс, цену и другие условия и
ограничения по данной сделке посредством письменного уведомления,
помещаемого в общественных местах, и посредством введения данной
информации в местный реестр объектов муниципальной собственности на
имущество.
Все доходы от предоставления права аренды или пользования
муниципальным имуществом, за вычетом комиссионных, оплаты
юридических услуг или других расходов, необходимых для совершения
сделки, поступают в местный бюджет. Лицо, которому муниципальное
имущество предоставлено в пользование или аренду, несет ответственность
за регистрацию сделки в государственном регистрационном органе, а также
за любые регистрационные расходы.
Бактыбек [29 Октября 2021]
В одном из муниципалитетов возле города Бишкека органы МСУ установили платную услугу (до 25 000 сомов) для отдельных граждан, не являющихся жителями этого муниципалитета и гражданам, проживающим на территории муниципалитета менее пяти лет, на выделение земельного участка на кладбище для захоронения умершего. Данное правило утверждено постановлением айылного кенеша. Законно ли данное решение?
Ответ:
Уважаемый Бактыбек, законодательство о предоставлении государственных и муниципальных услуг основывается на Конституции КР, Законе КР «О государственных и муниципальных услугах» и иных нормативных правовых актах КР, принятых в соответствии с данным законом. Закон устанавливает основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, регулирует правоотношения в данной сфере между исполнителями и потребителями государственных и муниципальных услуг, а также определяет порядок формирования реестров государственных и муниципальных услуг, стандартов их предоставления.
Статья 1 Закона дает определение муниципальной услуги, согласно которой - это результат деятельности муниципальных учреждений, осуществляемой в рамках их компетенции по исполнению запросов физических и юридических лиц, направленной на реализацию прав, удовлетворение законных интересов потребителей услуг, либо исполнение обязанностей, возникающих в результате гражданско-правовых отношений. Статья 5 Закона отмечает, что государственные и муниципальные учреждения оказывают только те услуги, которые включены в единый реестр государственных услуг и местные реестры муниципальных услуг.
В свою очередь местный реестр муниципальных услуг состоит из базового реестра муниципальных услуг и дополнительного перечня муниципальных услуг. Дополнительный перечень муниципальных услуг формируется с учетом особенностей каждого муниципалитета, исходя из возможностей местного бюджета. Дополнительный перечень формируется исполнительными органами МСУ и утверждается местными кенешами. Включение в дополнительный перечень муниципальных услуг, оказываемых на платной основе, допускается только после положительного заключения межведомственной комиссии. Вместе с этим, в целях оптимизации системы предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам, повышения их качества и доступности, постановлением Правительства КР № 6 от 14 января 2015 года утвержден Базовый реестр муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления. В данном Базовом реестре муниципальных услуг предусмотрены 12 видов муниципальных услуг, из них 11 услуг оказывается на бесплатной основе и одна - на платной. При этом, согласно пункту 11 Базового реестра, муниципальная услуга по предоставлению земельного участка для захоронения на кладбищах должна оказываться исполнительными органами МСУ на бесплатной основе.
На основании вышеизложенных норм законодательства Кыргызской Республики, отмечаем, что решение айыльного кенеша об установлении платной услуги для отдельных членов местного сообщества данного муниципалитета и для граждан, не являющихся членами местного сообщества, на предоставление земельного участка на кладбище для захоронения умершего является незаконным и подлежит отмене. Более того, органам МСУ необходимо знать, что статья 17 Закона предупреждает о дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм Закона. При этом доход, полученный государственными и муниципальными учреждениями от оказания платных услуг, не включенных в соответствующий реестр государственных и муниципальных услуг, в полном объеме изымается в республиканский бюджет Кыргызской Республики.
Бактыгуль [29 Октября 2021]
Каким образом айылный кенеш или депутат кенеша может инициировать вопрос о проведении проверки работы органа МСУ контролирующими органами?
Ответ:
Уважаемая Бактыгуль, согласно статьи 12 Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», депутат местного кенеша вправе ставить в местном кенеше и его органах вопрос о необходимости проведения проверки деятельности расположенных на его территории предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, а также деятельности государственных органов, за исключением судов и судей, органов объединений граждан, за исключением финансово-хозяйственной деятельности. Так, местный кенеш вправе рекомендовать уполномоченным государственным органам провести проверки по фактам, изложенным депутатами. При этом проверки должны проводиться в соответствии с действующим законодательством.
Депутат свою инициативу о необходимости проведения проверки может внести как вопрос для рассмотрения местным кенешем. При выявлении нарушения прав граждан или иных нарушений законности депутат вправе потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться в соответствующие органы и к должностным лицам, за исключением судов и судей, с требованием пресечь нарушение. Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и объединений граждан, администрация предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, а также работники милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры к устранению нарушений, а при необходимости – к привлечению виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. В случае непринятия мер, должностные лица, к которым обращались депутат, депутатские фракции и группа местных кенешей, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законом.
Проверка должна быть не ради проверки, у Вас должны быть четкие факты нарушения законодательства, в противном случае, Вас саму привлекут за ложный донос.
Акмат [28 Октября 2021]
Саламатсыздарбы! Менин суроом төмөндөгүчө Билим берүү мекемелеринин директорлору участкалык шайлоо комиссияларынын төрагасы болуп иштөөгө болобу жана мугалимдер мамлекеттик же муниципалдык кызматкер болушабы?Алдын ала рахмат.
Ответ:
Урматтуу Акмат, билим берүү мекемелеринин директорлору жана мугалимдер участкалык шайлоо комиссияларынын төрагасы болуп иштөөгө болот. Мамлекеттик же муниципалдык кызматкерлер аймактык, участкалык шайлоо комиссиясынын мүчөсү боло албайт. Кыргыз Республикасынын шайлоо жана референдум өткөрүү боюнча шайлоо комиссиялары жөнүндөгу мыйзамынын 22-берене. «Аймактык, участкалык шайлоо комиссиясынын мүчөсүнүн статусу»
1. Төмөнкүлөр аймактык, участкалык шайлоо комиссиясынын мүчөсү боло албайт:
1) Жогорку Кеңештин депутаты, жергиликтүү кеңештин депутаты;
2) мамлекеттик органдардын жана жергиликтүү өз алдынча башкаруу органдарынын кызмат адамдары;
3) судья, укук коргоо жана фискалдык органдын кызматкери, аскер кызматчысы;
4) талапкер, талапкердин жана саясый партиянын өкүлү;
5) башка мамлекеттин жарандыгы бар адам;
6) мыйзамда белгиленген тартипте, соттуулугу алып салынбаган же жоюлбаган адам;
7) башка шайлоо комиссиясынын мүчөсү;
8) (КР 2014-жылдын 13-мартындагы № 40 Мыйзамына ылайык күчүн жоготту)
9) терс негиздер боюнча шайлоо комиссиянын мүчөсүнүн милдеттеринен мөөнөтүнөн мурда бошотулган адам.
2. Аймактык, участкалык бир шайлоо комиссиясынын курамына жубайлар жана жакын туугандар шайланышы мүмкүн эмес.
Максим [25 Октября 2021]
Какие меры в отношении депутата местного кенеша другого муниципалитета может принять наш местный кенеш, если депутат публично высказывает негативное мнение и дает необоснованно плохую оценку деятельности нашего местного кенеша?
Ответ:
Уважаемый Максим, согласно статье 8-1 «Депутатская этика» Закона КР «О статусе депутатов местных кенешей», депутат местного кенеша в своей деятельности должен придерживаться общепризнанных норм морали, сохранять собственное достоинство, уважать честь и достоинство других депутатов, иных должностных лиц и граждан, воздерживаться от действий, заявлений и поступков, которые компрометируют соответствующий местный кенеш, избирателей и государство в целом. В своей деятельности депутат должен придерживаться требований Кодекса депутатской этики. В случае допущения депутатом другого айыльного кенеша таких нарушений, местный кенеш, руководствуясь статьей 18 части I Гражданского кодекса КР, имеет право обратиться в суд для защиты своей деловой репутации. Деловая репутация местного кенеша как юридического лица, главным образом, формируется из результатов его публичной деятельности и открыто распространяемой о нем информации и представляет собой общественную оценку деятельности юридического лица.
Если сведения, порочащие деловую репутацию местного кенеша, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Если решение суда по опровержению не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и порядке, предусмотренном законодательством, в доход государства. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие. Местный кенеш, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать в судебном порядке возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Наличие таких вопросов говорит о необходимости разработки кодекса этики для депутатов местных кенешей.
С уважением Мелис Зарлыкович.
Бактыбек [25 Октября 2021]
Имеет ли право местный кенеш отозвать ранее выданные награды, например, награду «Айыл аксакалы»?
Ответ:
Уважаемый Бактыбек, законодательство не предусматривает порядок учреждения, присуждения и лишения наград местным кенешем. Однако его отсутствие в законодательстве не означает, что органы МСУ не могут учреждать, присуждать и лишать наград местного уровня. Каждый местный кенеш может сам определить данный порядок, разработав и утвердив Положение о награждении членов местного сообщества.
В случае если в этом Положении местного кенеша не предусмотрен вопрос лишения награды, тогда вопрос лишения награды может рассматриваться местным кенешем после внесения в данное Положение соответствующих процедур. Меры поощрения граждан, принимаемые органами местного самоуправления, также регулируются Уставом местного сообщества, соответствующего айыльного аймака. Данное положение о поощрении членов местного сообщества установлено в Типовом уставе местного сообщества, утвержденного приказом ГАМСУМО от 4 марта 2014 года, №.01-24/19 (Глава IV п. 31).
С уважением Мелис Зарлыкович.
Депутат [25 Октября 2021]
Имеет ли юридическую силу Устав местного сообщества, принятый на курултае и утвержденный айылным кенешем в 2008 году.
Ответ:
Уважаемый Депутат, устав местного сообщества имеет юридическую силу, если он был принят в соответствии с законодательством и не признан утратившим силу айыльным кенешем. В соответствии со статьей 15 Закона КР «О местном самоуправлении» и другими законами КР, Устав местного сообщества подлежит:
• обсуждению с жителями данного айылного аймака;
• рассмотрению и включению предложений, замечаний и рекомендаций местного сообщества, не противоречащих законодательству КР;
• рассмотрению и утверждению на заседании постоянной комиссии местного кенеша и на сессии местного кенеша;
• обязательной регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации постановлений местного кенеша;
• опубликованию постановления местного кенеша об утверждении Устава местного сообщества с текстом утвержденного Устава местного сообщества;
• включению копии постановления местного кенеша об утверждении Устава местного сообщества, после официального опубликования с приложением текста Устава, в Государственный реестр нормативных правовых актов (направляется в территориальное подразделение Министерства юстиции КР для включения).
Следовательно, если все вышеперечисленные требования выполнены, а айыльный кенеш не признавал устав утратившим силу, то устав образца 2008 года считается действующим. Однако в целях улучшения устава, усиления его влияния на жизнь в сообществе, рекомендуется пересмотреть старую редакцию устава в соответствии с Типовым уставом, утвержденным приказом ГАМСУМО от 4 марта 2014 года, № 01-24/19.
С уважением Мелис Зарлыкович.
Депутат местного кенеша [25 Октября 2021]
Могут ли депутаты местного кенеша быть уполномоченными или доверенными представителями партий или кандидатов по мажоритарной системе на выборах депутатов Жогорку Кенеша?
Ответ:
Уважаемый депутат местного кенеша, согласно Конституционного Закона КР от 2 июля 2011 года N 68 «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» статьи 17. пункта 4. Представителем в избирательных комиссиях не вправе быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, военнослужащие, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке. Согласно статьи 19 и статьи 20. Вышеуказанного закона уполномоченными представителями и доверенными лицами не могут быть депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, кандидаты в депутаты Жогорку Кенеша, местного кенеша, лица, замещающие политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности, государственные гражданские и муниципальные служащие, члены избирательных комиссий, судьи, работники правоохранительных и фискальных органов, иностранные граждане и лица без гражданства.
С уважением, Мелис Зарлыкович.